Метель на дороге

К  нам пришли настоящие зимние  морозы и снегопады. Наряду со шквалистыми ветрами все это превращается в пургу, метель, буран, вьюгу, антициклон, словом в полную… невыездную погоду.

Тема дня: «Комплектация автомобиля в зимнюю дорогу» a2d6cfdc11b3a7e1e3969284396cccdb

«Зима ошибок не прощает» – известная присказка опытных водителей.

Мне бы очень не хотелось, чтобы вы проверили на себе все ужасы холода на безлюдной трассе. И хотя на чужих ошибках, как известно,  не учатся, я все же настоятельно прошу вас прислушаться.

Вот что было  снято на  мой видеорегистратор (звук отключен) по пути из Оренбурга несколько дней назад:

 Снега не было, но мороз и  ветер водили мрачный хоровод…

Застрять в такую погоду – чрезвычайно опасно.  На помощь лучше не расчитывать.  И не потому что люди кругом бесчувственные. Просто многие водители легкомысленны вплоть до того, что ездят за 350 км. в одном деловом костюме и осенних туфлях. Ведь иномарка такая теплая и комфортная!  Зачем возить лишнее “барахло”?

А потом замерзают с полным кейсом денег (реальный случай) или дают название местному резкому похоладанию – Бишкунак. 

РП Справка: Бишкунак  — местное название похолодания, возникающего в начале-середине апреля после установившейся тёплой погоды.

Данное погодное явление имеет место в Башкортостане, Оренбургской, Челябинской, Курганской и Волгоградской областях России и в Казахстане. С бишкунаком связаны различные легенды, само слово в переводе с тюркских языков означает «пять друзей» или «пять гостей».

“Ехали как-то 5 друзей в апреле месяце, погода стояла жаркая. Люди были в легкой одежде. Происходило все это, видимо, в северных областях Казахстана, непосредственно прилегающих к Челябинской и Курганской области. И вдруг подул сильный ветер, пошел снег и друзья насмерть замерзли. Непогода длилась 5 дней, и каждый день умирал один из друзей. С тех пор сильный северо-восточный ветер, приносящий резкое похолодание в апреле стали называть «Бишкунак”.

snow

Вот отрывок из моего дневника годовой давности:

«….28 декабря. Лишь в полдень мы выехали в 650-километровый путь. Дорога оказалась для нас сложной – сильный боковой ветер и елозившая поземка это конечно не метель, но тоже неприятно. Решив сократить путь на 13 км, я поехал неизвестной, но обозначенной как жирная «желтая» дорога на карте и …попал в ловушку.Если бы все не закончилось хорошо – все могло бы закончиться очень-очень плохо. Мне нужно было через дер. Таштугай выйти на Сибайскую трассу. По наклонной дороге да с попутным ветром я лихо брал препятствия в виде сугробов-переметов на своем Логане. Смущало лишь, что предыдущий автомобильный след был уже порядком заметен, а до деревни ехать еще 3 километра. И от деревни до сибайской трассы тоже немало…

 Логан живо нес нас вниз к деревне преодолевая снежные заносы, но меня охватила тревога: “А жива ли эта деревня?”  Ведь если я спущусь совсем низко, подняться по обледенелой трассе и по сугробам я уже не смогу… Просто загоняю себя в ловушку. Поэтому – “Стоп машина!” Лучше уж я потеряю лишний час-полтора, но вернусь и не буду рисковать.

Но было поздно. Автомобиль не смог подняться в небольшую горку по абсолютно ледяной трассе премежающейся с сугробами. Только-только машина  начинала движение, как  сразу втыкалась в  глубокий перемет.

Я испробал все. Немного получилось проехать задним ходом по узкой дороге, но был велик риск съехать в глубокий кювет. Ветер стаскивал автомобиль вниз под гору.

2 часа дня. Небо свинцово-темного цвета. В автомобиле жена и маленькая дочь. Решаю идти до деревни пешком на разведку. Попутный ветер  скатил меня по трассе очень лихо- я просто катился  на треккинговых ботинках по льду, а куртка вздымалась как парус. Через полтора километра я вспомнил, что не подумал развернуть автомобиль носом к ветру, а это непростительная оплошность.  При такой силе ветра мои могут просто угореть от выхлопных газов. Звоню по мобильнику – связь есть! Катя все понимает и гасит зажигание.

Через несколько сот метров вижу лишь разрушенные животноводческие фермы, становится грустно, но паники нет, только злость на себя. Хотя… Ну кто бы мог подумать что дорога так жирно выделенная на автомобильном атласе может быть в таком плачевном состоянии?

Ну ничего. Я уверен в состоянии автомобиля (провел перед этим полную проверку ходовой) и знаю, что у меня приличный запас горючего (дополнительные 20 литров в канистре), чая в термосах и еды. Мысль о резервах согревает – не зря готовился.

Вдруг, словно мираж меня догоняет внедорожник Санг Янг! Значит дорога все таки жива. Объясняю все водителю, но он уже в курсе – жена рассказала. Берется помочь и мы возвращаемся в моему автомобилю. Все внутри ликует. Рыбак Сергей из Магнитогорска рассказал , что дорога после деревни Таштугай будет дальше нормальная, значит есть шанс двигаться дальше в сторону Челябинской области. Отлегло…

Внедорожник лихо справляется с сугробами и на очередном из них… садится на днище. Откопались. Потом раза три-четыре откапывался уже я, ехав по пробитой Сергеем колее.

Итог: потеряли уйму времени и сил, я бегая с расстегнутым воротником чудом избежал воспаления, зато набрался ума и приобрел надежного знакомого в г. Магнитогорске, который подсказал нам очень удобный путь минуя Магнитку на Чебаркуль. Спасибо тебе Сергей! Фото в этой суматохе сделать, как вы понимаете не подумал. Не до фото было, если честно…

Вывод: зимой ездить только по проверенным дорогам!»

Предлагаю перейти к разбору темы.

Попав в снежный плен (например, колесо увязло в сугробе или вы разбили радиатор о снежный ком на дороге)  на безлюдной трассе, важно быстро  взять себя в руки и действовать.

Обычно все начинается примерно так:

Если вы находитесь на важной транспортной артерии, то все будет выглядеть примерно вот так:

 Вас хотя бы  будет согревать мысль, что вы не одни.

Но эта мысль вас согреет не жарко, наверняка горючего у всех было только на дорогу, а это лишь несколько часов тепла. А вот если вы совсем одни, это еще и страшно.

Дедушка Мороз, он ведь только в сказках добрый. В реальной жизни это съехавший с катушек психопат с двумя руками-бензопилами для ампутации ненужных конечностей. В  25 -градусный мороз, сильный ветер выстудит ваш поломанный (тьфу три раза) автомобиль в течение 10 минут. А что потом?

Потом будет беда.

Чтобы этого не случилось, в обязательном порядке держите с собой следующий инвентарь (зимний вариант).

Это  список вещей, которые  помогут вам чувствовать себя намного спокойнее на зимней трассе. А возможно и спасут вам жизнь.  Это универсальный набор, который может пригодиться не только в экстремальной ситуации, но и просто в быту или на пикнике. Достаточно собрать его один раз и постоянно держать в автомобиле.

В конце-концов,  данный набор может выручить  других людей попавшим в беду. Мы обязаны друг другу помогать, иначе грош нам цена.

Одежда

валенки

пуховик с капюшоном (наверняка старенький у каждого есть)

теплые штаны (напр. горнолыжные)

меховые рукавицы или хотя бы горнолыжные перчатки

Топливо

Запасная канистра с бензином

сухой спирт – несколько  пачек

спички в герметичной упаковке (от фотопленки) или охотничьи ветрозащищенные спички

свечи хозяйственные -5-10 шт (можно отапливать автомобиль или снежную нору изнутри)

хим. грелки (стоят относительно недорого, но выручить могут сильно, особенно детей и пожилых)

зарядник для аккумулятора, а лучше запасной аккумулятор ( не забывайте, что на холостых оборотах генератор вашу батарейку не зарядит)

Инструмент

трос (на удивление, редкий гость) аптечка (не забывайте про сроки годности)

домкрат (неплохо еще иметь и небольшую подставку-доску)

топорик

пила

автомобильный набор (ключи и т.п.) – хотя бы основные

шланг для подсоса бензина (лучше с грушей)

насос ручной (не от аккумулятора!)

огнетушитель (5 л. – меньше это самообман)

лопатка снеговая малая (я использую альпинисткую,  фирмы Салева – не нарадуюсь)

незамерзающая жидкость

запасное колесо

изолента и скотч

проволока

провода для “прикуривания”

тормозная жидкость

моторное масло (0.5 л.на долив)

щетка от снега

ветошь

веревка – 10 м.

полиэтиленовая пленка (универсальная вещь, но в мороз становится хрупкой)

гвозди и саморезы

Еда

термос с кипятком

лапша быстрого приготовления (удобнее в готовых тарелках) – несколько

шоколад – несколько

тушенка – парочка каша с мясом – парочка

хлебцы – несколько пачек или сухари

котелок армейский

ложка и нож

В кабине автомобиля

книга-брошюра  первой помощи (практическое пособие)

мобильный телефон

зарядник для телефона от прикуривателя

GPS-навигатор (можно установить на смартфоне)

карты местных дорог компас (скорее всего пользоваться им мало кто умеет, но пусть все-таки будет)

карандаш (ручка на морозе бессмысленна)

блокнот или отрывные яркие листочки

деньги НЗ  разными купюрами

салфетки  или туалетную бумагу

очки для тех кто носит постоянно ( и чехол)

солнечные очки ( и чехол)

зажигалка

фотоаппарат тоже может пригодиться, но сейчас он часто встроен в сотовый фонарь налобный

Все это дополнительное оборудование должно работать идеально и быть в рабочем состоянии. Какой смысл от тупого топора и лекарств с истекшим сроком годности?

Отмечу еще несколько моментов:

- Лучше двигаться днем нежели ночью

- Включите противотуманные фары и фонарь для привлечения внимания . Можно и аварийную сигнализацию. Вы должны быть заметны другим участникам движения.

- Обращайте внимание на обочину, там иожет стоять заснеженный автомобиль или автомобиль с выключенными (грязными) фонарями.

- Постоянно поддерживайте связь с близкими и сообщайте где вы находитесь

- Если есть возможность “сесть на хвост” автобусу – используйте данную возможность.  Это ваш спасительный маяк в белом океане снега. Не упустите этот шанс.

- Не паникуйте. Любое движение, даже медленное приближает вам к пункту назначения.

- …но если есть возможность в пути, остановитесь и переждите пургу в границах промежуточных населенных пунктов. например, на современных бензозаправках есть все условия для  заправки топлива. ночлега и питания.

- Ваш главный враг – ветер. От ветра нужно обязательно укрыться.  Помните. что снег отличный теплоизолятор. Это буквально означает, что разумнее вырыть снежную яму с подветренной стороны, набросать теплых вещей, сделать вентиляционное отверстие, зажечь свечи, тепло укрыться, обложиться хим грелками и пережидать, чем стоять на ветру, пусть даже рядом с  горящим кострои из автопокрышек. Повторяю: укрывайтесь от ветра.

- выхлопная труба автомобиля не должна быть со стороны направления ветра! Есть опасность угара.

-Не рискуйте. Помните о своих близких. Лучшим вариантом было бы вообще отложить поездку. Опасности нужно предупреждать. Но если поездка действительно необходима рассмотрите вариант РЖД.

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

0
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий
Нам интересно Ваше мнение!

*