Сплав по Белой. Часть 2

Здравствуйте, уважаемые туристы и любители активного отдыха! Сегодня мы продолжаем свой рассказ о нашем путешествии, где мы учимся сплавляться по реке. В предыдущей статье мы рассказали о том, как собирались в дорогу и как начали свой сплав по реке Белой в Башкирии, а также о том, с какими трудностями нам пришлось столкнуться.

Сплав по Белой

Сегодня вы узнаете, как Белая река превращается в “Золотую”, почему село Старосубхангулово (Бурзян) самое “продвинутое” в Башкирии и сможете познакомиться с небольшой пещерой, путешествуя вместе с нами по этой одной из красивейших рек. Ну что же, наш сплав по Белой продолжается, берем весла и вперед.

Сплав по Белой. День 3.

Встал пораньше. Река была покрыта дымкой тумана.

Сплав по БелойУтренний туман

Туман над Белой рекойТуман

Белая река

Вокруг утренняя сырость, разнотравье и тишина. Отчетливо, даже спустя два с половиной года, слышу плеск переката, упирающегося где-то в скалу. Но самые главные впечатления были впереди.

Признайтесь честно, сырость и туман ассоциируются у нас с холодом, промозглостью и вызывают желание закутаться в теплый спальник. Но не в данном случае! Не только воздух, но и вода в реке Белой была теплая! Она лишь слегка освежала, но из нее нисколько не хотелось вылезать находясь лежа на мелком каменистом дне, в легкой дымке тумана. А в это время теплая прозрачная вода обтекает тебя со всех сторон, тело немного движется по течению и массируется о камни. Вода словно смывала все невзгоды и стрессы. Наступило умиротворение. Мысли стали проноситься стремительно, как в калейдоскопе, зазвучала лирическая песня Шевчука, посвященная Белой реке (название песни “Закопали штыки”, а не “Агидель”, как вероятно вы подумали), пронеслись черно-белые фотоснимки реки сделанные отцом в 60-70 е…. Ребята еще спят. Это хорошо… Подобной релаксации можно достичь только в одиночестве…

Сейчас понимаю, – в тот момент я был в настоящем. Голова не болела ни о прошлом, ни о будущем. Кажется, я поймал мгновение…

Потихоньку все проснулись, «Саньки» целеустремленно сгоняли на гору, сфотали все это чудо сверху, и мы, с часовым опозданием, отчалили дальше по Белой.

Сегодня мы были уже не новички. Нееет! Все делали намного быстрее и слаженнее. Не терпелось уже влезть на кат и по веселому перекату плыть, плыть, плыть… Приходилось, конечно, и грести, и по мели кат на себе протаскивать, но все равно катамаран, на мой взгляд, намного удобнее на реке Белой, чем байдарка – ноги не затекают, вместимость больше, порвать надо умудриться, и на мелях проще спрыгивать – запрыгивать.

Мимо прошел ряд деревень, большинство домов в которых построены еще до первой революции 20 века.

Сплав по белой на байдарках

Встретился нам экипаж на классическом плоту из местных ребятишек, полюбовались ветроломами и даже небольшой пещерой.

Сплав по белой на плотуДети на плоту

Деревня в БашкирииСнова башкирская деревня

Ветролом вдоль Белой рекиВетролом у Белой реки

Сплавляемся по БелойПрекрасный вид

Сплавляться по БелойПлывем дальше

Пещера у Белой рекиПещера на пути нашего следования

Пещера в БашкирииУвидим ли мы свет в конце туннеля?

Пещера у Белой реки в Башкирии

Перед пещерой испытали на жаре острую нужду с питьевой водой, пришлось по лоции выискивать родник, где и устроили «ланч». В последующем 5 литров запаса имели всегда.

Стоянка у Белой реки

Аня, да и все мы получили несказанное удовольствие, случайно испугав диких уток – вся стая огромной скорости побежала вверх по течению, а одна утка вниз. Через несколько секунд она «воткнулась» в ситуацию, резко развернулась и со страху догнала-таки сородичей. Этот эпизод я, в силу неожиданности, снять не успел. В дальнейшем мы специально пугали уток пару раз и это выглядело примерно вот так:

Нельзя не упомянуть, что под лучами солнца Белая река превращается в Золотую. Каменистое мелководье выглядит, как затерянное Эльдорадо. Мы нашли его!

Белая река становится золотойЗолотая река

Белая рекаЗатерянное Эльдорадо

Белая река

В этот день Санни, настоял на раннем привале, и мы причалили у прекрасного места напротив скал Сары-таш.

Поначалу я слабо протестовал – ну не люблю я останавливаться возле деревень, да и стоянка очень напоминала ухоженную коммерческую, т.е. неофициально закрепленную за каким-нибудь туроператором, но скоро согласился. В конце концов, мы остановились первыми.

Эта была одна из самых живописных стоянок всего нашего путешествия по Белой реке. Классическая галечная отмель с каркасом походной бани, а выше по вырубленным ступеням на террасе располагалось место для палаток, стол и костровище. Заботливо были оставлены дрова. Река Белая в этом месте делала крутой поворот и с террасы вид на реку производил ну просто пятизвездное впечатление. Ну, уж если фартит, то фартит. А рыбы, сколько играло на поверхности, воды!

Саня уже всерьез стал мечтать об удочке.

Сплав по Белой

Дно реки надо сказать, в этом месте глубокое, течение мощное, а водица немного прохладная – со стороны скалы бьет сразу несколько сильных родников.

Купание в Белой реке

На душе было светло, дела спорилось легко и непринужденно – начиная от трансформации тюков в уютные домики и заканчивая приготовлением ужина.

Сплав по БелойПриготовление ужина

Сплав по БелойВот, он, долгожданный ужин!

Чудо-дерево

Вечер, как и вчера, был теплым и безветренным. Испытав как-то раз в сибирских Саянах все коварство природы, я уже умел ценить подобный дар. :)

А тут еще Саня, как всегда, не переставал удивлять меня. «Гриша, Гриша, быстрее бери фотоаппарат и пошли со мной!» – закричал он.

- Зачем? Куда?

- Бери, бери. Потом объясню.

В итоге привел меня на разнотравный луг прямо за стоянкой, показал на растения, на заходящее солнце и так глубоко-глубоко произнес: «Смотри как красиво. Снимай быстрей».

Скажу откровенно, в этот момент Санька открылся для меня еще одной своей гранью – я был удивлен, мягко говоря, тем, что природа с людьми делает. А ведь это было еще до «дедушкиных наливок». :)

Результатом были следующие снимки.

Сплав по БелойРазнотравный луг

Сплав по БелойПолевые цветы

Сплав по Белой

Вечер был просто сказочный. Саша негромко включил красивую мелодичную музыку на телефоне, также тихо потрескивал костер, вкусная еда, башкирский бальзам, дружеские подколки… Вечер окутывал нас…

Сплав по Белой. День 4

Нам предстояло пройти много «населенки» в этот день, поэтому с вечера было решено выйти рано утром, чтобы и по жаре не плыть (а два дня назад напомню, у проходящих групп лица были синие от холода) и все попутные деревни успеть проскочить. Но, как я уже говорил, на планы у нас была своя точка зрения. :)

Рано выйти не получилось, хотя собрались мы быстро, опыт рос прямо на глазах. :)

Отчалив и пройдя поворот, мы были удивлены, как удачно расположились на ночь, потому как далее по левой стороне (по правой стороне были скалы) весь берег Белой реки  был просто напичкан стоянками отдыхающих. Видимо многие из-за постройки Юмагузинского водохранилища, начинают теперь маршруты не с деревни Старосубхангулово, а чуть выше. В гордом одиночестве мы уж больше не сплавлялись.

Сплав по Белой

После пионерского лагеря совсем скоро показалось современное село Старосубхангулово (Бурзян).

Так как это малая родина бывшего президента Башкирии – Муртазы Рахимова, село явно не испытывало проблем с финансированием. Везде чистота, асфальтированные дороги, современный комплекс, современная больница, аэропорт, множество магазинчиков…

Мы быстро нашли водную парковку, мы с Сашей, как опытным программистом, пошли скинуть фотографии на карту памяти (а то мало ли какая техника попадется). Местный мальчуган, помогавший отцу рядом с калиткой, любезно согласился помочь нам (мы, конечно, вознаградили его). Шестое чувство меня не подвело – дисковод у него так громко и протяжно выл, что Саня, у меня есть такое подозрение, подобное видел, а вернее слышал впервые. Боль дисковода живо отдавалась в сердце программиста.

Конечно же, башкирская деревня нас интересовала, как объект договора купли-продажи, очень хотелось обменять резаную бумагу на всякие вкусности. Вместе с девчонками я пробежался по магазинам и сделал несколько снимков.

Сплав по БелойПрогулка по Старосубхангулово (Бурзян)

Сплав по БелойКакое-то здание

Сплав по БелойТипичный сельский вид в Башкирии

Сплав по Белой

По нашему возвращению, у берега уже были припаркованы несколько чужеродных катов, еще несколько уже «заходили на посадку». Парочка катов были под пиратским флагом, а личный состав рядился под «романтиков ножа и топора». Почему-то нас это нисколько не удивило – новизны не было. Но все равно, ребята молодцы.

Река Белая около Старосубхнгулово, из-за широкого русла, действительно очень мелка. Так хотелось преодолеть этот участок побыстрее, ан нет! Рыбаков и местных полно, машины снуют вдоль дороги, русло замусорено, течение ме-е-едленное и много мелей. Позже появились острова, другие деревни, по берегам встречалось много лесопилок. Дети постоянно спрашивали нас «туристы вы откуда»? Название города их мало заботило, и после ответа опять звучало «туристы вы откуда?», но я терпеливо отвечал. :)

Сплав по Белой на байдаркахКрасотища!

Сплав по Белой на байдарках

После Бурзяна стали встречаться необыкновенные «плавучие гнезда», некоторые явно с корпоративным уклоном. В целом, люди сплавлялись по Белой кто на чем, и наш современный кат смотрелся не плохо на общем фоне и некоторые, я уверен, нам завидовали, ибо плоты и лодки намного менее маневренны и медленнее, чем кат. Еще радовал тот факт, что лодок с моторами мы не видели ни разу.

Сплав по Белой на лодкахЛюди сплавляются по Белой на лодках

Сплав по Белой на плотахА эти сплавляются на плотах

Сплав по Белой на плотах

А люди? Ну что люди… Как это всегда бывает – братья по веслу были, в основном, дружелюбными и контактными, но попадались и «сдержанные» на эмоциональный порыв. Последние, на приветствие просто молчали и смотрели на тебя как …. Нет, это были не иностранцы. Мотивы исследовать сей факт, у меня не возникло, но такое поведение некоторых вызывало просто недоумение. Я придумал для себя первую попавшуюся версию, что многие жители из городов – муравейников просто хотят уединения. На этой гипотезе и остановился, а то уж лишком много внимания к таким особам.

Но один момент нам всем запал в память! И хотя я не смогу донести до вас всей инопланетности происходящего, но за неимением видео придется пробовать. Значит, дело было так…

Обходим мы импортную надувную лодку белого цвета. Парень (или молодой мэн, не помню точно) сидит в белой одежде «на веслах», а напротив него сидит девушка, одетая, не то что не по-туристически, не то что не по-спортивному, а словно она спустилась в лодку прямо с самого роскошного морского лайнера! Макияж, прическа, белоснежная городская одежда – короче, «шик-блеск». Картина была завораживающей – он смотрит на нее, не отводя глаз, она позволяет наслаждаться собой, и сама смотрит на него и как-бы мимо него – куда-то вдаль… Нарциссизм в полной мере – на нас бедолаг проплывающих мимо в паре метров никто даже бровью не повел. Как в рекламе – «И пусть весь мир подождет». :) Ух! Вспомнил в подробностях ту пару и думаю, а что если это были и не люди совсем, а лебеди, например. :)

Катамаран продолжал нести нас по течению к новым событиям и открытиям, мы успевали только рулить на поворотах и сладостно считать оставшиеся километры до намеченных целей. Иногда, когда экипаж «зазевывался», кат разворачивало, и все замолкали и на несколько секунд – любовались природой, «пили» ее. Многие ли горожане знают, что воздух и красоту можно пить? Природа щедро одаривала нас – разве это плохо, когда сначала проплываешь места красивые, а потом очень красивые?

А зазевывались ребята видимо из-за расслабленности и усталости, – «Саньки» были какими-то заморенными и вопрос стоянки стал очень популярным в общении.

После прохождения переката – это выглядело вот так, мы с Катей, тем не менее, не обращали внимания на Сашины слова “подумать о привале и еде”, отшучивались только. День катился к закату. И вдруг! Мы ярко осознали, что мест для стоянок не просто мало, а даже те «которых мало» – уже все заняты! Ну, буквально все.

Паниковать было еще рано, но разведка на всех более-менее подходящих склонах показала – ни-че-го!
Прямо как у классика. Смеркалось…..

Приемы «а давайте еще посмотрим во-о-он там, за тем поворотом», «а давайте проплывем еще десять минут» уже решительно не помогали. Мы вынуждены были остановиться прямо на мелком перекате – я стал осматривать бывший остров Сосновый (теперь полуостров), а Саня чесать левый берег. И ведь нашел классное место!

Сплав по БелойНаконец-то, причалили

Сплав по Белой

Башкирские крестьяне только-только выкосили на берегу высокую траву, из-за этого берег хорошо просматривался, и не было полчищ жужжащих. Ну и конечно запах скошенной травы!
«Уставшие, но довольные они легли спать довольно рано».

Продолжение следует…

Поделиться в соц. сетях

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Комментариев: 2 “Сплав по Белой. Часть 2”

1. Ринат пишет:

Родина М. Рахимова – д. Таваканово Кугарчинского района, что в 200-х км от Бурзяна по прямой.

2. редактор editor пишет:

Спасибо Ринат за поправку. Теперь буду перепроверять слова местных жителей. Мне, как минимум трое говорили, что это родина Рахимова.

Нам интересно Ваше мнение!