Река Великого стояния (сочинение в двух частях) часть 1

Великое стояние на реке Угра Сакмара произошло весной 2015 года. К сожалению, до нас дошли только обрывочные сведения об этой исторической вехе нашей истории, главной из которых, выступают, найденные в старой гондоле, записи (тогда люди  писали еще на кусках целлюлозы) школьника 6-го класса, мальчика Гриши, с картинками.IMG_5841

Детское сочинение “Как я провел лето”

Написание подобного  сочинения «Как я провёл лето суровую весну» является, знаете ли,  важной вехой в жизни и развитии любого пацана. Подобно другим важным и радостным событиям, оно не может а) происходить часто, б) длиться вечно.(

Я расскажу самый запоминающийся момент за прошедшие  каникулы. Мы с ребятами, дядями и тетями решили сплавиться по реке Сакмара на территории Башкирии. Я уже давно просился с ними, но меня раньше родители не отпускали потому, что река опасная.

Собирались мы в подвале бывшей женской гимназии, где после гимназисток осталась куча интересных вещей –  швейные машинки, 16 спасжилетов  и даже пылесос “Уралец”. Под лозунгом “Очистим город от железа!” мы вытащили на улицу около 60 сумок всяко-разного и загрузили в “Газель”. Водителя “Газели” потряхивало от  волнения за рессоры, но он стойко скрывал свое расстройство и злость. Но еще за три  дня до этого мне вручили список чего надо купить, но я его потерял. Запомнил только последнее  – бутылка водки. Это от укусов клещей, подумал я.

Еще мы взяли традиционный детский напиток – Дюшес. Я так радовался! Много-много полторашек! Оказалось там бы не Дюшес… А жаль.

Это наша команда.

Мой друг Лешка.IMG_5268

Дядя Леша-старшойIMG_5271

Вова (он уже школу закончил)

Дедушка Ильгиз

Дед-Валера или просто Адмирал

Дядя СережаIMG_5294

Мадина (она учится в параллельном классе)

Дядя Сергей

Теть Яна

Дядя Андрей, тетя Марина

и конечно, я) IMG_5303

Жили-были Итак,отсвистела зима, отпорхали горнолыжники  и отбегали зимние бегуны и бегуньи. И когда вспоминаешь эту благодать, на ум приходят строчки замечательного русского поэта…

(запускаю  Google и ввожу «стихотворение зима»)

Гололедица

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!

Автор: В. Берестов

Это специально для тех бегунов, кто бегает непонятно в какой обуви.)

Как мы знаем – конец весны это пора теплых дней, но тепла не было… Было так холодно и ветрено, что  после приезда в Юлдыбаево (расположено на автомобильной трассе, проходящей через поселок Зилаир, Сибай, город Магнитогорск), я переодевался а автобусе.

Фраза дня была:

“-Будем делать “проводку”?

– Не будем говорить про водку”

Автор – дедушка Ильгиз.

Проводка – это когда люди идут по реке и тянут за собой катамараны и байдарки. От безводности и безысходности…

Воды в  Сакмаре  не было. Вернее он а была, но ее было меньше, чем в июле годом раньше. Дядьки это заметили сразу, но виду не подали.

РП Справка: Сакма́ра  — река в России. Протекает через территории Башкортостана (348 км) и Оренбургской области (412 км). По одной из версий, наименование реки произошло от башкирских слов һаҡ бар — «иди осторожно» или һаҡмыр — «сочащийся».

Берега Сакмары изобилуют живописными скалами, не уступающими по красоте знаменитым «бойцам» Чусовой. Русло порожистое. Самым сложным и красивым порогом считается четырехкаскадный порог Яман-Таш (Дурной камень). Одним из украшения Сакмары является и место впадения реки Крепостной Зилаир. Скалы при впадении его напоминают башни замка или крепости, оттого он и имеет такое название.

Начались Сборы. Перекус. Краткий  инструктаж и мы отчалили, чтобы сразу сесть  на мель…

И тут  начались постоянные “проводки”. Это был ужас. Сначалы мы что-то пытались сделать вчетвером. Потом разделились (для облегчения катамарана) на  двойки – двое гребли, а двое шли по берегу.  От этого мало что менялось…

Стало понятно, что все наше путешествие будет проходить в таком русле  – в прямом и переносном смысле этого слова. Мы даже не могли плыть, не говоря уже о какой-то скорости.

Еще и правый баллон  постоянно травит воздух…И воды  черпанул воды в свои длиннющие сапоги.. Эххх…

Погода была изменчивой – то солнце, то тучки, но дождя не было,  а к пяти часам появилось самое настоящее солнце, да еще и в знакомых для местах.) Впереди должна быть очень красивая поляна. Я тут уже бывал ранее.

К моему удивлению на поляне никого не было – она была совершенно пустая и все также совершенно очаровательна.

Здесь мы и встали

Просторная поляна под скалой.

Мой  вместительный домик

Лешка точно станет фотографом, когда вырастет. Энергии в нем – уйма.

Мужики  взялись пилить сухостой.

Рядом мужик тоже “шмурыгал”лес, но он был из какой-то другой группы или,  может, местный…

443871_t

А потом был ужин. Дедушка Ильгиз в этот вечер отвечал за харчи и весь продуктовый хабар, и  строго на всех прикрикивал. Ну дык! Это ж, поход все-таки, а не корпоратив на выезде!

По телу офисного школьного работника приятно разлилась дневная усталость (вместе с выпитым “Дюшесом”, конечно). Принимать участие во взрослых посиделках не стал – хотелось спать. Слышал разговоры и игры. Тетя Марина “искрила и зажигала” всех в  этот вечер.

На поляне даже связь  была! Я был запеленгован соцсетями и передал донесение Марине, что воды в реке нет (она тоже собиралась на сплав).

Засыпал уже под стуки дождя… Перекинулся парой фраз с дядькой Андреем и стал уходить в полузабытье, но спасоль не очень.

2 день

Было сыро. Кто-то неспешно вылезал из палаток, но после всех рабочих будней мне очень хотелось отлежаться –  просто лежать в теплом спальнике и слушать дождь. Больше и не надо.

Прозвучал “гонг” – удар половника по кастрюле. Это значит пора вылезать. “В кругу друзей не щелкай клювом, а если щелкаешь. то щелкай быстро!” Поели. Я что-то много суетился в это утро – мне настойчиво казалось, что я  что-то потерял.)

Выдвинулись в сторону Яманташа и опять начались проводки…

Фраза дня “Как же хорошо…  сидеть дома на диване”.

Автор – дядя Сережа.

По настроению мужиков было понятно, что назрела и уже вынашивается  мысль о  снятии с маршрута. По крайней мере, подобные обсуждения начались: “Как лучше?”, “Какая дорога?” и т.п. Никто этого не хотел выказывать четко и открыто, но тут не надо было быть провидцем,  чтобы понять,  – люди  устали катать катамараны.

Место для творчества есть везде.

Но люди все шли и шли… по воде.

Я , в свою очередь, брел по берегу и снимал пейзажи. На предложение поменяться  дядя Леша-старшой, ответил отказам. Они конечно умуд….лись в тот день, но меняться не захотели.

Чья-то баня на берегу. Немного ремонта и будет то что надо!

Натуральная мебель. Чем-то напоминает стоянку древнего человека из уроков истории.

Еще одна стоянка на изгибе реки. При хорошей воде все вышеперечисленные стоянки неактуальны – от моста до Яманаташа водники редко останавливаются.

Дед-Валера и  Вова.

Леха-старшой и младшой.

Еще одна стоянка.

Был бы июль (мечтательно)…

Начался Яман-таш протяженностью несколько километров. Он высох.

И нам пришлось делать частичный обнос.

Обнос – это когда от безводности и страха приходится нести катамараны и байдарки на себе по берегу, вместо того, чтобы на них плыть по реке. По этому поводу есть анекдот:

Моисей приходит к Богу, и говорит, Господи, за свою жизнь я много видел, но не видел туристов. Покажи мне их. Бог приближает землю и говорит, вот видишь по равнине идут люди –  здоровые накачанные парни и у них маленькие рюкзаки? Это туристы- (условно) равнинники. Смотри дальше. Вот видишь гора, а  по ней лезут альпинисты с маленькими рюкзаками? Это ваще крутые ребята!!!!! Смотри дальше. Вершина горы, страшный ветер, сидят двое щуплых пацанов с огромными Баулами, Бог говорит Моисею: “Это ваще не люди! Это водники.  У них обнос”.

Вещи обнесли, а  на разгруженных судах кое-как доплыли до Большого камня – скалы Питекантроп.

Стоянка на левом берегу оказалась красивой. “Козырной” можно сказать. На дальнем плане скала Питекантроп.

Обычно в это время здесь можно наблюдать   совсем другую картинку:

А сейчас все спокойно. Водохранилище “впитало” всю воду, а “краник” открывать не посчитали нужным.

Мемориальная табличка для друга. Всем бы животным таких хозяев.

Мы стали обустраиваться. Только растянули палатки, как пошел … снег.

h

После этого, погодка “кильнулась” и снова кардинально – выглянуло Солнце. Яркое и лучистое.

Все разбрелись и стали заниматься, кто чем.

Часть команды была занята приготовлением пищи

кто-то, принеся дрова, отдыхал

кто-то готовил колья для предстоящей бани

Я же пытался  передать через объектив, красоту стаявшего снега, но вышло неважнецки, скажем честно.

Тем временем, ланч уже “поспел”.

В тёплом лесу, в котором величественные сосны, со стволами, подобными высоким мраморным колоннам устремляются вверх, к яркому золотому солнцу, стремящемуся подарить свой тёплый приятный лучик всему живому, мы. дружной компанией…. Ладно. Скажу проще: “Обед! Дзынг-дзынг-дзынг…Обед!”

IMG_5768Солянка, сэр!IMG_5752И плов!IMG_5802И закусочка!IMG_5796
Хорошо!…
Эти две картинки с дядей Сережей можно закольцевать до бесконечности. Собственно, они и передают Бесконечность – погружение в покой и умиротворение.

Как же все-таки здорово сидеть и ни черта не делать  закрыть глаза и слушать  шорох травы, едва колышимой ветром.

Я думаю,что весна и лето –  лучшее время года, потому что тепло, вокруг очень красиво и у нас есть чудесная возможность отдохнуть. Лето – время отпусков и каникул. Мы можем поехать куда угодно, проводить время у реки или озера на свежей зеленой траве, плавать в теплой воде, или подняться в горы, или играть в различные игры, кататься на велосипеде и т.д.

Жаль, что это были последние лучики тепла, перед тем как наступил мордор холод (уносящий нас в минус) с затяжными дождями и хмурыми тучами…

Об этом я тоже обязательно напишу.

3 (за правописание)/ 4 (за фантазию)

Поделиться в соц. сетях

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

1 комментарий “Река Великого стояния (сочинение в двух частях) часть 1”

1. Елена пишет:

Анекдот про водников классный ☺ а глядя на фотографии майского башкирского леса, в памяти всплывает запах весенней хвои…. Запах свежести и перемен ☺

Нам интересно Ваше мнение!