Продолжаем сплавляться по Белой. Часть 3

Здравствуйте, господа туристы и ценители активного отдыха! Как мы и обещали, продолжаем свой рассказ о нашей экспедиции в Башкирии. В прошлый мы рассказывали о том, как нашли настоящий клондайк, о посещении продвинутой башкирской деревне и небольшой красивой пещерой. Продолжаем сплавляться по Белой

Сегодня я расскажу о том, какой сюрприз приготовила нам погода, поведаю о замечательной экскурсии по заповеднику Шульган-таш и о потрясающе красивой пещере.

День 5

Спали долго – отсыпались. Однако восходящее солнце не дало особо понежиться в палатке – стало жарко. Да и не удобно как-то – мы спим, а местный дедушка с внуком уже косят сено… Благодаря им, наш лагерь как-то сразу наполнился жизнью – рядом с нами вертелась лайка, чуть в сторонке мирно пожевывала траву крестьянская лошадь, сельчане косили траву, а из леса … выбежали спортивного телосложения девушка с парнем – они совершали утреннюю пробежку. Удивлены? Я тоже был удивлен. :)

Сплавлять по Белой Девушка попросилась прокатиться и без седла лихо ускакала в лес. Если бы не фото – свалил бы все на действие бальзама «Агидель», который был зачтен в наши вечерние посиделки. :) Вчера пара «лебедей», сегодня с утра туристы-легкоатлеты – может место аномальное? Сплавляться по БелойУтренний сюрприз Сплавляться по Белой Утро снова выдалось превосходное – купание в утренней реке стало для меня хорошей традицией, душа просто пела. Плавая, меня посетила до дыр затертая мысль – «Зачем еще куда-то ехать отдыхать?». Видимо я уже стал «просветленным», познавшим тайны Шаолинь :) Впереди у нас маячила Миндигуловская пещера. Она была уникальна тем, что вход в нее был прямо с воды. Через полчасика настоящая, пусть и небольшая пещера была нами осмотрена. Пещера на БелойПещера Пещера Как я уже писал, самые выдающиеся памятники природы идут по Белой по нарастающей, т.е. «десерт» постоянно маячит где-то впереди. Просто удивительно, как участок реки в 100-150 км уместил в себя такое количество чудес природы. Эх, а ведь до 2004 г. чудес было больше…. Мы банально избаловались и «обычной» красоты нам уже было мало. Сплавляться по БелойПлывем дальше Красотища В нашей лоции, к сожалению, не были отмечены пещеры Медвежья и Пропащая яма (классное название, не правда ли?), которые были по левому берегу. Но впереди нас ждал Грифон-таравал… Что это такое мы тоже толком не знали. Лично я для себя сформулировал это как «большой родник». Теперь же мы в курсе, что это «выход подземных вод из водоносного слоя сосредоточенной струёй, поднимающейся выше земной поверхности или дна водоема». Значит правильно – мощный родник. Ждали мы его долго, все высматривали, высматривали. А он появился как-то «вдруг». Такое бывает. :) Мощность потока в нем действительно такова, что можно целый город запитать чистейшей водой. Родник Напротив Грифона находится отличная стоянка, правд уже кем-то занятая, а жаль. Кушать суп с сухарями (Ах эти Анины сухари! Поэзия вкуса!) напротив такой красоты, было бы,  наверное, особенно вкусно… Что ж, плывем дальше…. А дальше, вернее очень близко по левому берегу Грот Поднебесный! Поднебесный – точно подмечено, а вот термин «грот» условный. Если совсем уж по-простецки – это скала треснутая во всю высоту вследствие чего образовалось отверстие внизу и вверху. Можно с берега влезть прямо на скалу по этой трещине. Теоретически. Полезли и мы в мокрых сланцах и с фотоаппаратом в одной руке посмотреть «что да как». Лезли друг за другом по скользкой глине, цепляясь за немногочисленные уступы. Камушки от вышестоящих «альпинистов» стали посвистывать, а ведь за нами еще посторонние люди стали подниматься не подумав. Получилась живая цепь, причем те, кто был наверху, осознав ошибочность своих намерений, решили идти на спуск. А как? Как спускаться по тропинке, по которой можно пройти (без снаряги) только по одному. Это даже не авантюризм… Просто азарт подхватил – «все выше и выше», а когда посмотрели вниз, спускаться уже не хотелось. Я, в свою очередь получил массу впечатлений, и даже некоторый опыт ошибок (надеюсь) и честно признаюсь, полюбил этот т.н. грот. Уверен, он нам всем запомнился. :) Грот на БелойГрот Вот он! Сплавляться по БелойПолезли! Свет в конце туннеляСвет в конце туннеля Прекрасный вид Оставив позади величественную скалу Стог, мы попали под кратковременный проливной дождь. Пока прятались под пленкой, решили, что на сегодня достаточно речных миль и перед Каповой пещерой мы можем опять «встрять» с местами для ночлега. Типичная стоянка на Белой – галечный пляж метров 20-30 шириной, затем крутой подьем 4-5 метра, как правило, прорублены лестницы, а сверху – хорошая поляна в сосновом или березовом лесочке. Нам такая и досталась. Видно было, что покинули ее не так давно – в подарок нас ждал букет свежих цветов. Приятно. Букет цветовОчень неожиданно…! Красоты Белой рекиГлаз не оторвать! Стоянка на БелойЗдесь мы остановились Ужин на Белой Опять выглянуло уже заходящее солнце, мы развесили вещи сушиться и устроили не просто купание, а полноценную мойку. Сейчас я понимаю, как оскудело путешествие без настоящей походной бани. Ведь баня на лоне девственной южноуральской природы – это сакраментально! Но на тот момент нам и так было очень хорошо. А зачем от добра добра искать? Саша в этот вечер полностью взял на себя почетную мужскую обязанность и что-то сосредоточенно «варганил» из «того, что осталось». Как сейчас помню, несмотря на простые продукты, было очень вкусно. Еще совершенно точно помню, что не наелся. :) А из легкого спиртного в этот вечер был – глинтвейн. Ярко выраженный зимний напиток, нам всем напомнил о горнолыжной базе Каракол. Это было странное ощущение – на дворе июль, а от нас пахнет горными лыжами. :). Предстоял последний день на Белой. Он обещал быть очень насыщенным, но тоска не отпускала. Причиной было то, что я не люблю два раза бывать в одном месте, но как можно не вернуться сюда? Видимо р. Белая будет исключением из правил…

День 6

Рано утром раздался грохот. Упало большое дерево. Я по началу спросонья не мог разобрать, что это за звук. Звук ломающихся веток был очень схож с выстрелами городского фейерверка. Все затаились, а, придя в себя, вылезли в утренний туман. Дерево упало на другом берегу, но в утренней Тишине – это казалось грохотом. Будильник №2 :) Быстро собрались и очень рано отправились на покорение дневного плана – пещера Сказка и заповедник Шульган-таш. Вид из палаткиВид из палатки Туман над БелойКак вы уже догадались, утра здесь туманные Сплавляться по БелойЧто же там дальше Сплавляться по БелойПлывем… Сплавляться по Белой Мы знали, что пещера Сказка где-то у нас «под носом». Знали также, что она многими туристами считается самой интересной пещерой на реке…. Не буду затягивать повествование, и оправдывать себя – мы ее пропустили… Как оказалось, наша стоянка располагалась прямо рядом с пещерой, а мы этого не знали. И такое бывает. Ну и ладно. Посовещавшись, решили не горевать, а полностью посвятить день Каповой пещере и предоставить, наконец, возможность Ане полежать на пляже «звездочкой». На подходах к заповеднику, по правой стороне реки наблюдалось большое количество автотранспорта и людей. В большинстве своем все эти люди приехали только ради Каповой пещеры. Вскоре, люди с правой стороны исчезли – мы «влились» в заповедник и снова плыли по реке с пустыми берегами. Люди и машины остались позади, но мозг понимал, что рядом что-то грандиозное. Рассказ об этом удивительном месте описан в отдельных статьях про Шульган-таш и башкирский мед. Сплавляться по БелойГрот  на территории заповедника Заповедник Башкирии После посещения заповедника «Шульган-таш» отплывали от берега с искренним чувством благодарности. Не только к персоналу, но и самой природе. Посещение заповедников – классная вещь, скажу я вам. :) Теперь несколько десятков гребков и мы уже обедаем на песчаной косе, напротив пещеры Космонавтов. Название она получила, со слов экскурсовода, потому что была открыта в день полета Гагарина в космос. Заметил, что туристы, общаясь между собой, никогда не произносили слово «пещера», а говорили просто «сходить в Космонавтов», «в Космонавтов интересно» и т.д. Рядом с нами расположились многочисленные и доброжелательные группы туристов, мимо проплыл кат, на котором посередине девушка играла на гитаре. Зачет!

Но время неумолимо, неуговоримо и надо же подумать – не подкупно! Солнце уже было в зените, и мы определили себе час-полтора на остановку. Оставалось определиться с приоритетами. Аня рассуждала, как сейчас она будет загорать, Катя, как всегда не могла определиться, мы же с Саней были четко заточены на посещение запретной территории Космонавтов (она находится в заповеднике). После пропуска пещ. Сказки нам необходимо было реабилитироваться. Катя перевезла нас паромом на противоположный берег (в голове нехорошо «стрельнула» аналогия с про кентавра Харона, который перевозил людей «царство мрачного Аида». Пересекая реку Лету, душа человека освобождалась от всего земного, забывала все, что было в земной жизни) и мы приступили к поиску входа – он был не заметен с воды. Строго говоря, пещера имеет целых два входа. Один находится в мешкообразной долине ущелья Кульюрттамак. Высота входа 5, а ширина 7 м. Второй вход расположен под нависающей скалой правого берега реки Белой. Высота – 0.4 м, ширина – 1.3 м. Оба на стыке отвесных скал  с крутой осыпью, спускающейся к реке на высоте 25-30 м над водой. Общая протяженность ходов пещеры (исследованные) составляет около 280 м. Площадь – 1130 м2, объем – 9040 м3, глубина – 24 м. Но все это я узнал, конечно, позже :). Пока же мы тыкались в ложные входы, которые были либо тупиковые, либо завалены (по всей видимости, намеренно) горной породой. Это только вносило дополнительный азарт. Даже Аня, которая только-только легла, наконец «звездочкой», не выдержала и переплыла реку (а течение там, кстати, приличное) и тоже присоединилась к нам. Дружина! Идя по тропинке, нашли небольшой лаз, из которого дуло, как из мощного промышленного кондиционера. Если учесть стоящую жару и наши взмокшие тела – мы некоторое время были в нерешительности. Правда недолго, – азарт снова взял свое, и мы уверенно вползли в какой-то коридор. Вообще, как сейчас помню, в пещере было не очень уютно. Зато захватывающе. Мы прошли до какого-то дальнего зала, из которого можно было спуститься еще на один уровень ниже, вот только нагромождение камней не казалось стабильным… Про себя я назвал данный нижний уровень «погреб». Сделали фото и решили выползать, т.к. ночевать, там не планировали. Сплавляться по БелойВнутри пещеры Сталактиты Башкирской пещеры Сплавляться по БелойВыбраться бы отсюда! Интересно все-таки в пещере, когда с друзьями и мощными фонарями. Соответственно хре…то одному и без света. Думаю, такая мысль посещала многих, вступивших добровольно в подземелья. Вылезли мы на солнечный свет с исполнением долга – Космонавтов мы вроде как покорили, и Аня убежала вниз. Но тропинка шла куда-то выше. Каково же было наше изумление, когда, пройдя по ней, перед нами открылся красивый вход с высохшим озерком. Вот дурни то! Здесь было, где разгуляться! А какой оттуда вид на реку! Вид на реку БелаяШикарный вид Пещера космонавтов В пещере два наиболее значительных зала. Первый из них расположен в 40 метрах от входа. От основной галереи отходит несколько тупиковых ходов, один из которых заканчивается глухим колодцем глубиной 25 метров. Гулять по этим ходам было одно удовольствие. Ходы были не горизонтальные, а какие-то «спиралевидные». И как же хорошо быть «стихийным, необузданным» туристом, без всяких билетов, касс, охраны, экскурсовода…. спелеологи на БелойМы как спелеологи В пещере В горной породе были какие-то причудливые выщерблины, которые удобно использовать как зацепы. В пещереВ пещере В пещереИнтересно – что это? В пещере В итоге и для нас все закончилось тупиковым колодцем. В банальности – вся наша жизнь. После Космонавтов я в полной мере насытился пещерами. Даже обрадовался, что пропустил Сказку. Еще неизвестно, насколько бы она мне понравилась, ведь там нужно ползти одним боком, иметь костюм, более приспособленный, и как говорят некоторые после добровольного заточения в могилу выход из пещеры, свет, пение птиц, шелест листвы и вправду – Сказка. :) Солнышко в горах исчезает быстро – нам же надо было плыть в поисках последней стоянки. Полюбовались еще одним интересным природным объектом – прямо рядом с Космонавтов находится Кульюрттамакский водопад. Водопадом он видимо является весной, а пока это больше напоминало Грифон таравал. Далее нам встретилось несколько гротов, но больше запомнилась крупная осыпь, завалившая часть леса. Невероятная мощь!

Издалека увидели Антониеву пещеру и решили чалиться рядом с ней, тем более место под стоянку было свободно. Правда данный факт вызвал настороженное удивление, тем более что рядом менее удобная галечная коса была занята «под завязку». Антониева пещера на Белой в Башкирии Предчувствие не обмануло нас. Стоянка была замусорена, а посреди полянки стояли ….3 могилы с крестами и всеми атрибутами. Кто-то решил остроумно пошутить и закопал таким образом мусор. Что тут сказать? Это был наш первый негативный опыт, и «подарили» его люди, не река. Стоянка питекантропов Пока мы с Катей рассказывали легенду об Антоневой пещере, мы проплыли Вертикальную пещеру и слева показался интернациональный лагерь с полноценной гримерной. Тут видимо готовилось представление «1000 и 1 ночь». Снял только одну фото. Ну не удобно мне снимать в упор людей! Мне бы лично это не понравилось. В душе подступила тоска. Вечер, отсутствие мест для стоянки, завтрашний отъезд, повсеместные деревянные кресты на горах (зачем?), зло на «людей» построивших могилы… Даже между нами пробежала напряженность. На повороте реки встретилась, наконец, стоянка, чем-то напоминающая нашу стоянку напротив скал Саран-таш, – песчаная коса и ступеньки, уходящие в лес. В лесу было оборудовано костровище, но место было замусорено, не было удобных мест под палатки – только в высокой траве. Песчаная коса с каркасом бани были плюсом и выглядели отлично, а вот к лежбищу душа не лежала. Это сложно объяснить, но я считаю, что если душа не лежит – не надо. Ни у кого из команды не было четкого мнения, поэтому поплыли дальше, боясь при этом тупо приплыть в д. Кутаново в ночь! Санька кстати нашел таки на стоянке самодельную удочку со снастями! Мечта сбылась! Пейзажи в лучах заходящего солнца были прекрасны. Как же не хотелось со всем этим прощаться! Закат Справа появился парковый лес и большое количество легковых автомобилей, видимо в выходной многие решили съездить на пикник. Также была заметка мачта сотовой связи. Все. Внутри у нас все сжалось – вернуться к предыдущей стоянке уже было не реально, а впереди нас видимо ждала «цивилизация» с громкой музыкой и матом. Действительно, за изгибом реки, «тумана войны» уже не было – большое количество автомобилей и хохочущих людей под хмельком. Многие из них от-души приглашали остановиться на ночевку рядом с ними. Единогласно решили сказать «До свидания» реке где-нибудь в тишине. Мужики подсказали нам, что останавливаться справа не стоит – с нас наверняка захотят взять деньги за стоянку и необходимо держаться левой стороны. Что ж, спасибо за подсказку. Начинался дождь. С левой стороны решительно не было возможности причалить – слишком крутой склон. Мы все плыли и ждали чуда. К дождику присоединился и ветер. Делать нечего – крутой глинистый склон оказался не круче нас. Излазив весь берег на предмет рекогносцировки местности, решили разбивать лагерь в месте высадки. Вокруг были наезженные грунтовки, много сушняка и отсутствие людей. Сойдет, вот только к равнинному облику реки мы не привыкли. Дождь закончился фактически и не начавшись – только радуга напоминала о нем. Радуга над рекойРадуга Наша стоянка  Продолжение следует… a href=”http://rus-travelling.ru/wp-content/uploads/2012/02/agidel_074_big.jpg” target=”_blank” rel=”nofollow”

Поделиться в соц. сетях

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Нам интересно Ваше мнение!