Мечты о Севере.

Всем здравствовать!

Вынужден был взять недельную паузу для того, чтобы вам сообщить приятную новость: в команде авторов нашего сайта прибыло! Знакомьтесь – Елена Яшина.  И если Екатерина Егорова и Марина Толстова отдают предпочтение теплым уголкам нашей планеты, Лена любит  Север (Русский Север) во всех его проявлениях.

“Мечты о Севере”  это 5700 километров по нашей стране через несколько областей и множество городов.

“Мечты о Севере” это умение радоваться и удивляться и, что самое главное…

“Мечты о Севере” это восприятие дороги не как способа  «прибыть на место», а как увлекательной части большого путешествия.

Настраиваем наш компас души и следуем в путь…

Мечты о Севере

Поехать на русский север мне мечталось давно, а в этом году у нас с Юрой получилось объединить наши мечты в одну общую. И мы решили – едем.
Мне хотелось в Каргополь, Вологду и их окрестности, а Юра хотел в Архангельск. Поэтому нарисовался у нас  примерно такой  маршрут – сначала едем в Архангельск, никуда по пути не заезжая, а на обратном пути уже по моим мечтам.)
И вот настал заветный день –27 июня. Еле уговорила своё недоброе начальство отпустить меня с работы на 10 минут раньше…. Когда сложили все вещи в машину, огромный багажник Шкоды Октавии оказался полностью забитым.)
Ах это волшебное чувство начинающегося путешествия…. Даже забыли сфотографироваться перед выездом.)
Для первой ночёвки у нас был выбран город Альметьевск, а так как доехали мы до него как-то быстро, решили ночевать в Чистополе. Но сделать это нам помешали скоропостижно наступившая ночь, ремонт дороги с кучей объездов и периодический дождь. Пришлось искать место для палатки в близлежащей придорожной лесополосе. В темноте свернули с дороги, нырнули в посадку, вынырнули в поле, нашли пятачок травы у края, поставили палатку и вырубились спать.

28 июня 2014 г.
На утро нас ждал приятненький такой солнечный пейзаж из пшеничного поля и деревни вдалеке.

фото пшеничного поля
Овсянка, кофе – и вот мы уже полны сил для дальнейшей дороги.)

В этот день нам предстоял самый длинный в нашем путешествии перегон от места ночёвки под Чистополем до второй ночёвки в Великом Устюге. А ещё мы решили отступить от первоначального плана безостановочного перегона до Архангельска и заехали в славный город Йошкар- Ола. По пути конечно же фотографировались и перекусывали.

Йошкар-Ола

Йошкар-Ола оставила в нашей памяти неоднозначное впечатление… В целом город довольно аккуратный, много туристов, которых привлекают такими вот достопримечательностями:

Символ города – Йошкин кот.)

Символ города – Йошкин кот

Центральная площадь

Центральная площадь г. Йошкар-Ола

город Йошкар-Ола

Церковь Пресвятой Троицы

Город Йошкар-Ола. Церковь Пресвятой Троицы

А потом ррррраз!…. И вот что:

Г. Йошкар-ола - кремль

Или вот:

город Йошкар-Ола - мост

Хотя казалось бы…. Йошкар-Ола…
И это мы ещё Йошкину кошку искать не пошли.)
Пообедав в довольно хорошей кафешке, мы двинулись дальше. К этому моменту уже привыкли к тому, что нас окружают сплошные леса.
Очередная граница областей:

стелла Нижегородская область

Деревянные мосты

Нижегородская область мосты

А тут кончилось лето, в которое мы вернулись лишь в Великом Новгороде….

Нижегородская область холодно

В принципе, мы готовились к чему-то подобному…

нижегородская область шарья

Но особенно нас поразила Костромская область…

Костромская область въезд

Внимательный читатель заметит количество ям на квадратный метр асфальта. Хотя нет. Лучше так –количество асфальта на квадратный метр ям. И по такой дороге нам предстояло проехать больше 200 километров. Этот сладкий участок достался мне, и через некоторое время я почувствовала, что колёса стали шуметь как-то по-другому. Опасения оправдались – прокол. Мне кажется, что дождь очень радовался тому, что можно кого-то основательно промочить…. Переложили все вещи, кроме ящика с едой, на заднее сиденье, поставили знак аварийной остановки, поменяли. Из колеса торчало что-то, похожее на обычный камушек.

Двинулись дальше, до ближайшей шиномонтажки. И оказалась она в славном населённом пункте Шарья… Ночь, дождь, грязища… Но шиномонтаж рядом с придорожной гостиницей работает. Отдали колесо, и пока пили кофе в кафешке «У Палыча», нам его отремонтировали. Камушек, которым прокололи, забрали с собой на память.) Радостные, положили запаску на место и помчали прочь из Костромской области, в Великий Устюг.

Фотографий этого участка дороги нет, т.к. была ночь, дождь, да и проколотое колесо настроения не добавляло… Поэтому дорога из ям, ржавые таблички с названием населённых пунктов, отсутствие гаишников, почти нулевой автомобильный трафик и ощущение, что мы находимся на краю географии, останутся только в нашей памяти….

А вот когда въехали в Вологодскую область, показалось, что мы вырвались из заброшенного края и попали в живую цивилизацию – ровный новый асфальт, указатели, разметка. Вздохнула с облегчением (Юра к тому времени спал и своим храпом не давал мне уснуть за рулём).)

Бычиха, Решетиха, Кузнечиха, Яковлиха, Вадругино, Косиха, Коурчиха, Лысиха, Кривячка, Гомзиха, Невзориха, Бобылица, Колпашница, Пыщуг, Ираклиха… Непонятно, каково живётся посёлку с названием Бережок среди этиххххх вот… Выхваченные светом фар, двухэтажные деревянные дома полувымерших деревень зловеще нависали над дорогой…

Но вот позади этот насыщенный день дороги, позади республики Татарстан и Марий Эл, Нижегородская и Костромская области – мы прибыли в Великий Устюг. Достаточно уютная гостиница – спать, спать, спать.

29 июня 2014 г.

Великий Устюг

Дождливое утро. Варёного кофе в гостинице нет. Позавтракали и решили сварить кофе сами, тем более у нас с собой было всё для этого необходимое – молотый кофе, турка, газовая горелка. Открываем багажник и по Юриному возгласу «ящик!» и его круглым глазам я понимаю, что что-то не так. Одновременно понимаем, что когда на шиномонтажке вытаскивали колесо, рядом с машиной оставили ящик со всеми нашими продуктовыми девайсами. Аккуратненько поставили на лежавшие рядом с машиной деревяшки… Чтобы в грязи не испачкать… Обратно положить – не вспомнили. И всё. Попили кофе…. Сразу проверила фотоаппарат – на месте… Ффух…. Самая большая потеря потерь из всего этого – чужой котелок (не особо, правда, новый) и намного более неновые ложка и вилка, которые Юре достались от его отца, а отцу от деда. Достались для дальнейшей передачи потомкам…. Но не сложилось… Возвращаться не было смысла….

Огорченные, пошли гулять по Великому Устюгу – родине и официальной резиденции Деда Мороза. Скажу сразу – лето совсем не сезон в Великом Устюге – пустые улицы, сонные продавцы сувениров… дождь….

В ОАО «Дед Мороз», наверное, отпуска с 15 января по 15 декабря.)

оао дед мороз Великий Устюг

Великий Устюг показался мне вполне милым, старинным провинциальным городом. Мы прогулялись по центральному Советскому проспекту.
Зимой здесь многолюдно….

Великий Устюг Советский проспект

Много старинных храмов

храмы +в великом устюге

Уютная набережная реки Сухона

река сухона фото

Но не сезон, не сезон…. Купили сувениров, Снежок, мороженое и поехали дальше.

Мы не могли не заглянуть в город Котлас. Работая на Севере, я много раз проезжала эту станцию, на которой поезд Москва-Воркута стоит 40 минут. Рядом с железнодорожным вокзалом находится речной вокзал, на который я каждый раз заглядывала, коротая время стоянки. В здании речного вокзала находится антикварный музей, очень колоритный с колоритным же продавцом (или владельцем, кто ж его знает).) Заглянули мы туда и в этот раз. Приятно бывать в местах, которые вызывают воспоминания о днях минувших.
Кроме антикварного музея и реки Северная Двина смотреть там больше нечего.
Речной вокзал не работает со времён перестройки.

После Котласа мы попрощались с асфальтом на ближайшие 230 километров. Впереди была вот такая дорога:

котлас архангельск дорога

Асфальт только в деревнях…

автомобильные дороги вологодской области

Брошенные церкви…

брошенные церкви

Брошенные дома…

вологодская область - брошенные дома

фото деревни вологодской области

Дождь и в этот день был нашим периодическим спутником, поэтому, когда небо стало немного выше, и капать с него перестало, мы стали искать место для обеденного отдыха. Дорога от Котласа до Архангельска всё время идёт вдоль Северной Двины, поэтому нам просто нужно было найти хороший подъезд к берегу, чтобы во время обеда любоваться пейзажами.)
Где-то в районе населённого пункта с таким красивым названием, мы и решили остановиться в уютной беседке:

деревня  красава

река северная двина фото

Вскоре прекратился дождь, и наша дорога из мокрого грейдера превратилась в грейдер пыльный.) Хорошо, что ехать по нему нам осталось не особо долго. За окном проносились грустные неживые и полу-живые деревни, на обочине – сплошные леса и болота….
Увидели первую брошенную деревянную церковь! И сразу – смотреть и фотографировать!

церковь старая пуста

угол сруба фото

Внутри тоже интересно. Видимо, кто-то устраивал здесь богослужения:

картинки внутри храма

Пейзажи вокруг вот такие:

северный лес фото

И вот мы уже выехали на федеральную трассу М8 и стали ещё ближе к первой главной точке нашего путешествия – городу Архангельску. И хотя въехали в город мы уже в первом часу ночи, на улице было достаточно светло – полярный день.

Архангельск

Начали обзванивать гостиницы, но почему-то все они были заняты… Нашли один единственный свободный номер в одной из гостиниц. Оказалось, что 29 июня – День города в Архангельске, на его празднование в город приехали разные музыкальные и не только коллективы, да и простые граждане, судя по всему, день города отмечают в гостиничных номерах.) А исполнилось городу – 430 лет!
Дороги в Архангельске – полный пипец.

30 июня 2014 года

Замечательный солнечный день! Погода так и шепчет – идите гулять пешком, без машины.) Что мы и сделали, благо гостиница располагалась недалеко от центра.

улицы Архангельска фото

А ещё в Архангельске проходил фестиваль уличных театров, в рамках которого в городе были установлены различные арт-объекты:

фестиваль уличных театров 2014

фестиваль уличных театров

И в небе самолёт.)

красивые фото самолетов +в небе

Гулять мы отправились по набережной Северной Двины, которая показалась мне вполне уютной. Побродили по песочку, подошли к воде, полюбовались на реку, на больших чаек, помедитировали, сидя на импровизированных лавочках из брёвен… Красота….

На набережной есть памятник тюленю, мясом которого питались в голодные годы Великой Отечественной войны, и таким образом от голода спаслось много людей.
Мечты сбываются.)

На стелле, которая изображает нулевой километр Архангельска, так хотелось сделать надпись с километражем до Оренбурга.)  Но помешали нам в этом отсутствие белой краски, стоящие неподалёку сотрудники полиции, а так же гражданская сознательность.)

архангельск нулевой километр
С колеса обозрения открывался замечательный вид на шедевры советской архитектуры.)

стили советской архитектуры

советская архитектура фото

Интересная достопримечательность Архангельска – проспект Чумбарова-Лучинского. Это одна из старинных улиц города, ныне пешеходная, на которой собраны деревянные дома старого Архангельска. Когда Юра фотографировал меня на фоне одного из таких домов, к нему подошла женщина и попросила её тоже сфотографировать на этом же фоне. А после добавила – вот будете в Севастополе, я вас тоже сфотографирую.)  На что мы ответили, что если она окажется в Оренбурге, сфоткаем её тоже. Вот такая широкая география у гостей Архангельска.)

Там же пожали руку архангельскому художнику, сказочнику, этнографу Степану Писахову (1879-1960гг.). И покатались на рыбе с героем его сказок – простым мужиком Сеней Малиной

писахов степан григорьевич

сеня малина

Пообедать зашли в кафешку на этой же улице. И так как был понедельник, а накануне – день города, в кафешке кроме нас никого не было. Видимо, в Архангельске принято девушкам пиво подавать с трубочкой, а мужчинам – без.) Заказали шашлык из сёмги и трески, а также стейк из трески на углях, которые оказались на редкость невкусными…

кафе архангельск фото

После такого обеда силы у нас остались только на то, чтобы посмотреть расположенный рядом речной-морской вокзал и доехать на автобусе до гостиницы. Ещё заскочили на местный рынок, где накупили всякой рыбы к пиву – окуней горячего и холодного копчения.

центральный рынок архангельск

архангельск вокзал фото

Не могли не посмотреть и мост через Северную Двину. Замечательные виды с него открываются:

Северная двина вид

А тут кто-то, видимо, не совсем удачно поменял окно.)

фото случайно увиденное

Закончился этот насыщенный день употреблением в гостинице пива с рыбой и просмотром футбола – рядом с гостиницей расположен стадион, на котором в тот вечер проходил футбольный матч, а окна нашего номера на третьем этаже как раз на этот стадион и выходили.)

1 июля 2014 г.
Не помню, как вчера уснула, но почему-то сильно болит голова.)
В этот день мы наметили посещение краеведческого музея.
А по пути увидели вот такую вывеску, мимо которой нельзя было пройти.)

оренбургские паутинки пуховые
Краеведческий музей большой, но, как мне показалось, краеведческие залы занимают небольшую часть. Прежде чем дошли до именно исторических, краеведческих, архангельских залов, посмотрели и рисунки разные, и карикатуры, и выставку про платья старинные и т.п.
Понравились залы, посвящённые освоению северного морского пути, а так же современным экспедициям, которые исследуют Север.
Архангельск с конца 80-х годов ХVI века являлся центром внешней торговли, приносившим 60% доходов государственной казны и оставался таковым до основания в незамерзающем Кольском заливе города Мурманска в 1916 году.

архангельск краеведческий музей

краеведческий музей архангельск выставки

В музее есть современный интерактивный исторический зал, в котором шумят волны и слышны звуки шагов торговцев, которые ходят по деревянным мосткам на Северной Двине в поисках товаров и покупателей…. Можно, так сказать, окунуться в атмосферу золотого времени Архангельска.)

Но это не единственный музей, который мы посетили в этот день. В 20-ти километрах от Архангельска находится государственный музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Но прежде чем туда отправиться, мы снова заглянули на рынок и купили свежую сёмгу, чтобы чуть позже её засолить и употребить.)

“Малые Корелы”

Самый, на мой взгляд, интересный экспонат в этом музее – мельница, в которую можно зайти и посмотреть расположенный на трёх этажах хорошо сохранившийся механизм.

архангельск малые корелы

малые корелы туристическая деревня

музей деревянного зодчества малые корелы

Всё остальное – это множество домиков, домов, складов, амбаров, амбаров-холодильников, мельниц, колодцев, часовен. Есть деревянная церковь. На реконструкции находится водяная мельница. Реконструируют её человек пять. Один стругает, четверо сидят курят.)
Почти всё закрыто. Внутрь зайти нельзя…. Но красиво…..

музей малые корелы

малые корелы достопримечательности

малые карелы +или корелы

музей малые корелы сайт

фото малые корелы
малые корелы туристическая деревня цены
малые корелы туристическая деревня
деревня малые корелы

Нагулявшись в Малых Корелах, вернулись к машине, чтобы перекусить, замочить сёмгу и двинуться дальше, в сторону Онеги, через Северодвинск. После засолки сёмги у нас странным образом исчезла соль. Это уже второе (но не последнее) внезапное исчезновение после забытого ящика с едой на шиномонтажке в Костромской области.)

Северодвинск

Северодвинск запомнился военным судоремонтным предприятием «Звёздочка» и конечно же Белым морем, на котором, кстати, катались кайтеры.)

знак авто северодвинск

берег белого моря фото

После Северодвинска асфальт закончился и начался грейдер, по которому, как я прочитала в одном из отчётах в интернете, носятся дачники на пузотёрках.)

река кянда

Северодвинск деревни

На карте видно, по какому далёкому краю проходил наш путь:

карта автомаршрута

И так же было видно, что скоро наша дорога будет проходить прям по побережью Белого моря. В предвкушении созерцания заката и ночёвки на берегу, мы мчались к заветному кусочку дороги.
И что же нас ожидало, когда мы до него доехали?…. Правильно – сплошные дачи и отсутствие подхода к воде. Лучи солнца проникали сквозь сосны, посаженные на дачных участках, сквозь заборы были видны закатные отблески на воде….
Но удача нам всё-таки улыбнулась, и мы нашли кусочек счастья в виде небольшого пляжа и поставили там палатку, успев увидеть последние красные отблески на небе.

белое море закат

Свежезасоленная, немороженная сёмга очень подходит к …….. ко всему.)
2 июля 2014 г.
Утро обрадовало нас морским отливом, порывистым ветром и серыми тучами:

приливы +и отливы белого моря

Пока я готовила завтрак, Юра начал собирать вещи. Следя, чтобы не убежал кофе, я вдруг услышала за спиной шуршащий звук. Обернулась и увидела, что наша палатка, лишённая всяческих мало-мальски тяжёлых вещей внутри, очень весело, вприпрыжку, в такт ветру убегает от нас в сторону моря, а если точнее, то в грязь и водоросли, которые обнажил отлив. Вприпрыжку за ней побежала и я с диким воплем «ЮРА, ПАЛАТКА УЛЕТАЕТ!!».
Поймали, вернули, поржали, кофе попили и пошли её, родимую, в солёной морской воде от ила отмывать. И пока этим делом занимались, к нам подошёл дачник с рядом расположенной дачи и попросил добросить до Онеги его жену и сына.

Воргозоры

И именно это стечение обстоятельств помогло нам побывать в деревне Ворзогоры, потому что жена того дачника сама туда ездила и возила своих гостей из Москвы. Она нам рассказала, где найти лодку для переправы на другой берег реки Онега (моста нет) и сказала о примерной стоимости заброски на УАЗике до самой деревни. Услышав заоблачный ценник, мы решили хотя бы просто попробовать спросить цену у лодочника, который, как “речная Газелька” возит пассажиров с одного берега на другой. И опять же всё сложилось так, что с нами вместе в лодке на другой берег переправлялся хозяин УАЗика, который и занимается заброской в Ворзогоры. Переговорили с ним и ценник оказался не такой уж большой – 500 рублей с человека за туда и обратно. С радостью согласились, оставили машину в Онеге и смело прыгнули в лодку. Водитель, как мне показалось, достаточно зажиточный для той деревни, где живёт – у ворот дома стояли два УАЗика, грузовик, домик аккуратный, а во дворе – пара теплиц.

река онега фото

русский джип фото

теплица +во дворе

Сложно описать чувства, которые захватили мой разум, когда мы на этом советском внедорожнике мчали по краю земли, через лес и болота по песчаной дороге. Светило солнце и казалось, что в мире больше ничего не существует, кроме нас и этой красоты вокруг.
В Ворзогорах договорились с водителем, что он даст нам возможность 1,5 часа погулять по деревне, прежде чем отправиться в обратный путь.
Всё в деревне пропитано ощущением спокойствия, размеренности, безмятежности. Казалось, что за последние 200 лет жизнь здесь существенным образом не менялась. А ведь история села ведётся с 1559 года (Ворзогоры впервые упоминаются в летописи, как платившие дань Соловецкому монастырю).
1,5 часа для такого места – очень мало. Когда вернулись в Онегу, было грустно, что путешествие у нас имеет временные рамки. В Ворзогорах хотелось остаться хотя бы на пару дней, чтобы немного притупилось чувство вмиг убегающего времени…. чтобы ушло ощущение, будто всё вокруг захватила нескончаемая, всеобъемлющая суета…. чтобы не думать о том, что нужно вовремя вернуться домой и прийти на работу в срок… чтобы все последующие жизненные впечатления записывались как на чистый лист….
Ну да ладно, усвоим это как урок для будущих путешествий.)
А теперь немного фотографий с этого незабываемого места:

ворзогоры

Ну и немного моря:

белое море летом

белое море крест

Полтора часа пролетели, и вот мы уже возвращаемся к нашей машине, чтобы продолжить путешествие. Ближайшие 250 километров до Плесецка вспоминаются как красиво-страшный сон. Сначала сон красивый – пока ехали вдоль реки Онега…

вдоль онеги

река онега фото

р. Онега

…красивый не смотря на то, что лил дождь, и не особо хорошего качества грейдер местами был размыт стекающими к реке ручьями.

После заката тучи немного расступились и показали нам вечернее послегрозовое небо.)

А потом начался сон страшный. Стемнело, гроза принялась с новой силой, грейдер стал ещё хуже, а ведь нам нужно было по нему проехать ещё около 200 километров…. Первая часть этого водительского кошмара досталась мне, а вторая, более дремучая – Юре. Лес, казалось, склонился над узкой дорогой, с неба лило, как из ведра, а молнии сверкали с невиданной мною доселе частотой. Как удалось мне уснуть – не знаю, видимо сказалась усталость прошедшего дня. Проснувшись, я увидела, что вместо грейдера у нас вода. И зловещий лес по краям. Юра сказал, что едем мы по такой «дороге» уже больше километра….. Жуткое зрелище. Но вскоре мы увидели свет фар встречной машины, и стало немного спокойнее, что со стороны Плесецка в Онегу тоже машины ездят, и значит дорога есть.)

Плесецк

Плесецк – жуткая дыра. В городе две гостиницы. В одной был один свободный номер за 5000 рублей… Судя по виду, гостиница эта – перевалочная база для военных, которых отправляют в закрытый город Мирный. Ночевать там совсем не хотелось, тем более за такую цену. Вторая гостиница чуть дешевле, но и более жуткая…. Вообще весь Плесецк оставил одно впечатление – из него хотелось уехать как можно скорее…. Рано утром мы стартанули оттуда, не оборачиваясь.

3 июля 2014 г.

Солнечное утро! Плесецк и грейдер позади! А жизнь то налаживается.)

походный кофе

Завтрак на просёлочной дороге, горячий кофе – и мы готовы мчать до Каргополя! Тем более мчать до него всего-навсего 170 километров, по ровненькому асфальту. Сущие пустяки после пройдённых грейдеров.)

Каргополь

К обеду прибыли в Каргополь. Навигатор наш не особо то знает те места, поэтому постоянно показывал, что мы едем не по городу, а просто по целине. Пока нашли гостиницу, осталось одно единственное желание – лечь на диван – ни гулять, ни смотреть церкви и старые здания не хотелось. Хотелось просто лежать и ничего не делать. Купили шампанского и не стали себе в этом желании отказывать.

шампанское +с персиком

Из всего этого извлекли урок на следующие путешествия – от красивостей и старины тоже устаёшь и нужно устраивать дни без познаний и созерцаний.

4 июля 2014 г.
Каргополь…. Почему-то он немного не оправдал возложенные на него ожидания. Возможно от того, что путешествие наше перевалило за середину и глаз замылился стариной и красотой, мозг переполнился впечатлениями от моря, от грозы, от грейдера и т.п.
Зашли на экскурсию в Христорождественский собор (1562г.), внутри которого сохранились иконы, реставрированные больше ста лет назад.

каргополь фото

Так же побывали в подвальном помещении этого собора:

каргополь христорождественский собор

Не прошли мимо и традиционного сувенира – Каргопольской игрушки.)

каргопольская игрушка картинки

Гуляя в центре, полюбовались видом с колокольни на город и на ансамбль церковных зданий XVI-XVII веков:

церкви каргополя

Заглянули в антикварный магазин (крайний слева):

каргополь фото

Но как бы не хотелось остаться в Каргополье ещё на пару дней, нужно было ехать дальше… Поэтому и посещение Кенозерского национального парка пришлось отложить на будущие времена…

5 июля 2014 года

В этот день нам предстояло проехать 250 километров неизвестной дороги от Каргополя до Вытегры, часть пути проходила вдоль Онежского озера. Уже километрах в 100 от Каргополя начали встречаться машины с номерами Ленобласти и Питера, а в деревне Орлово на берегу Лекшмозера мы увидели очень даже современные загородные дома. Вода в Лекшмозере прозрачная и холодная – самая подходящая для бодрящего купания. Рыбаки в куртках смотрели на наше купание с удивлением.)
По дороге до асфальта запомнился один момент – лежащая на боку на обочине узкой гравийной дороги фура и её водитель, грустно сидящий на переднем колесе… Остановились спросить, можем ли мы чем-то помочь. Водитель только грустно махнул рукой… А ведь если бы фура лежала не вдоль обочины, а поперёк дороги, то на её колёсах грустно сидели бы и мы, т.к. объехать её не было бы никакой возможности – за полотном дороги через метровую трясину обочины, начинается дремучий лес. А другой дороги попросту нет.)
И вот мы покинули Архангельскую область и въехали в Республику Карелия, на дорогах которой спят пьяные граждане, так похожие на сбитых пешеходов.
Пришлось граждан этих с жёсткого асфальта передвигать на покрытую мягкой травкой обочину.

Вытегра

В Вытегре, где наконец-то окончательно установился асфальт, нам посчастливилось наблюдать, как баржа с лесом проходит через шлюзы Волго-Балтийского канала:

россия вытегра

вытегра фото

А ещё там везде растёт вот такой «укроп».)

северный укроп

Дальше была дорога по Ленинградской области, которая встретила нас градом:

состояние дорог ленинградской области

За этот день мы проехали около 760 километров – от Каргополя до Великого Новгорода, из спокойствия и чистого воздуха заповедных уголков Архангельской области в суету трассы Санкт-Петербург-Москва… Обзвонив гостиницы Великого Новгорода и не найдя свободных номеров (выходные в разгар туристического сезона), ночевать решили в 10 километрах от города.

Закат, палатка, костёр…. Хорошо в отпуске.)

отдых +в архангельской области

Великий Новгород

6 июля 2014 года
Утро… Собираем палатку…. А тем временем в Великом Новгороде к нашему приходу в гости готовится моя любимая северная начальница, директор нашей сметной группы Елена Александровна  (к тому времени прошло полгода, как я покинула наш общий Ленгазспецстрой). Звоним, что скоро въедем в город. Отвечает – жду, картошку с лисичками нажарила, ром на столе… Вот это я понимаю – завтрак.)
Пока фотографировались у стеллы с надписью Великий Новгород,

великий новгород стела

к нам подъехала машина с местными номерами и радостным водителем. «Вы из Оренбурга» – спрашивает. Утвердительно киваем. Мужчина становится ещё радостнее и рассказывает, что он наш земляк, что семья у него в Соль-Илецке живёт, а сам он служит где-то в Новгородской области. И за то время, что служит, ни разу машину с 56 регионом не встречал и земляков не видел.) Мы в свою очередь, рассказали ему о своём путешествии. На этой радостной ноте пожелали друг другу хорошей дороги и поехали дальше, оставив друг другу хорошее настроение.)
Встретиться с ЕА, конечно, было очень радостно… За чашечкой кубинского рома повспоминали совместно проведённые трудовые северные будни и праздники, командировки, сдачи выполнения заказчику… Чего ведь только не было… Поговорили о планах на будущее… Хорошо посидели… Увидимся ли ещё…
Почему-то после рома гулять по солнечному жаркому Новгороду мне совсем не понравилось.) Но красиво, красиво….

великий новгород достопримечательности фото

На экскурсионном теплоходике прокатились до Рюрикова городища – археологического памятника IX века, резиденции новгородских князей, с которой связаны многие имена известных политических деятелей Древней Руси.

Рюриково Городище и руины церкви Благовещения

великий новгород рюриково городище

Часть экскурсии проходит на озере Ильмень.

Сам Великий Новгород старинный и красивый… Но, возможно, приезжать туда следует в нетуристический сезон (если таковой вообще бывает). Народу – тьма.
Вторая ночёвка в Великом Новгороде у нас запланирована не была, поэтому после прогулки по городу мы решили двинуться в город Торжок Тверской области, где меня ждала ещё одна приятная «северная» встреча.
Приближался вечер, до Торжка ехать 300 километров, и поэтому мы замочили шашлык и стали искать место для ночёвки на живописном берегу какой-нибудь красивой реки. Почему-то первый час безрезультатных поисков нас не остановил…

ужин под мостом

Мы упорно продолжали высматривать на картах съезды к рекам и озёрам, которые при подъезде оказывались или застроенными дачными участками или сплошь заросшие лесом… Настроения нам это не прибавляло…
Тем временем доехали до города Валдай, который стоит на берегу одноимённого озера. Купание в холодной и прозрачной воде Валдайского озера смыло всю усталость и прибавило сил.

валдай достопримечательности фото

Решили нигде не ночевать и ехать до Торжка.

Торжок

И вот через 160 километров нас встречает моя подруга Катя, с ней мы тоже вместе работали в суровых условиях Ямала.
Завтрак лисичками с картошкой в Великом Новгороде, поздний ужин лисичками с картошкой в Торжке.)
Красота.)
Спать, спать, спать….

картофель +с лисичками

7 июля 2014 года

Юра, с Днём Рождения!!! )))
Я водитель целый день.)
Сначала – прогулка по Торжку:

торжок прогулка

Посетили интересный музей, в котором выставлен один главный экспонат – пояс мира, который делали торжокские золотошвеи. Длина этого пояса около 5 метров, по всей его длине золотом и серебром вышита молитва, украшен он жемчугом и бисером. Чтобы всё было и всё сбылось, нужно пройти вдоль него три раза, читая надпись. В сувенирном магазине при музее не удержалась и купила две сумки.)
Потом – поездка на Селигер. По пути купили копчёного угря и ещё каких-то вкусных копчёных рыб.
Ну что сказать про Селигер…. Красиво…. Монастырь Нилова пустынь, озёра, сосны, чистая тёплая вода, солнце…. Но ехать туда явно нужно не на один день.)

озеро селигер россия

селигер серебряное озеро

8 июля 2014 г.

С этого дня началась уже окончательная дорога домой… Сергиев Посад, Рязань, Луховицы, Умёт…Дорожные таблички с этими названиями пролетали за окном…

Москва

Надо сказать, что на дорогу вокруг Москвы у нас ушёл почти целый день. Объезжали мы её по так называемой «бетонке». Судя по всему, в этом регионе принято перекладывать новый асфальт на ещё более новый. Большинство перекрытых для ремонта «старых» дорог были куда лучше наших родных трасс, например, до Самары или Уфы. Не говоря уже о дорогах в Костромской области… Лучше бы туда новый асфальт отдали… И области помогли бы, и пробок бы на «бетонке» было меньше.)
Ещё дорога вокруг Москвы запомнилась наглядным примером того, как торжествует справедливость! Ехали мы спокойно, соблюдали знаки, разметку и скоростной режим… Но это явно не нравилось водителям солидных машин, дышавших нам в задний бампер.) Встречный поток машин не давал им возможности нас обогнать, что ещё больше накаляло обстановку. И вот когда встречные машины стали не видны в закрытом повороте, под знак 40 и сплошную линию разметки тройка железных коней ринулась на обгон. Не успели мы с Юрой понегодовать по поводу таких манёвров, как увидели за этим опасным поворотом сотрудников ГИБДД, которые радостно (я уверена) манили полосатой палочкой всех трёх ездоков.) Негодование сменилось чувством удовлетворения. Зло наказано. Можно спокойно ехать дальше.)

+я еду +в далекие края

Для ночёвки выбрали славный город Пенза.

9 июля 2014 г.

Пенза

Конечно, деревянные дома и церкви, северное море, бескрайние леса, озёра с кристальной водой, старинные церкви – это всё красиво… Но после десяти дней путешествия даже волжские степи кажутся такими тёплыми и родными.)

фото волжские просторы

На берегу Волги и решено было устроить следующую ночёвку. В поисках подъездов к воде, исколесили несколько деревень, но попадались или овраги или заборы. Или злые собаки.)
Видимо, эти трудности даны были для того, чтобы мы по достоинству оценили безлюдный высокий берег, на который мы вскоре приехали. С берега этого вниз к воде шла еле заметная сверху тропинка, которая привела нас в уютную безлюдную бухточку, доступную только с тропинки или с воды. В этой романтической обстановке мы и провели вечер, попивая Пензенское вкусное пиво, заедая его наивкуснейшей чехонью и уклейкой с рынка в Переволоках, купаясь, считая проплывающие мимо корабли и баржи.)
Вид на Волгу от палатки на высоком берегу был не менее прекрасным.)

вид на Волгу

9 июля 2014 г.

Тольятти

В последний день путешествия мы посетили Музей техники Автоваза в Тольятти. Посмотрели разные машинки, потрогали вертолёты, пощупали самолётики, заглянули в танки, постояли рядом с другими чудами техники:

музей техники +в тольятти фотомузей техники тольятти

“Катюша”

автомобиль питер турбо

питер турбо

автомобиль копейка фото

А до дома осталось ехать всего лишь 500 километров, поэтому вскоре наше северное автопутешествие и закончилось…..
Вот и всё…. Пора планировать поездку на Байкал.)

27 июня – 10 июля 2014 года.

Автор (текст и фото): Елена Яшина

P.S.
Пройдено 5700 километров,

Маршрут: Оренбург – Казань – Йошкар-Ола –Шахунья – Шарья – Великий Устюг – Котлас – Архангельск – Северодвинск – Онега – Плесецк – Каргополь – Пудож – Вытегра – Лодейное Поле – Волхов – Великий Новгород – Валдай – Торжок – Осташков – Клин – Сергиев Посад – Орехово-Зуево – Коломна – Рязань – Пенза – Сызрань – Тольятти – Оренбург.
Потрачено на человека приблизительно 25000 рублей.
За всю дорогу пообщались всего с одним сотрудником ГИБДД, который на въезде в Пензу поинтересовался, всё ли у нас хорошо, даже без проверки документов.)

Поделиться в соц. сетях

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Нам интересно Ваше мнение!