Кисловодск – Эльбрус

Чертовщина какая-то, если четно, с этим отчетом. Уже неоднократно терялись отснятые  фото и видео о Кавказе, ломался диск с уже написанным дневником восхождения, происходили другие казусы. Все это бесило, огорчало и снова бесило)))  Словно заколдованный круг! И даже сейчас, пять лет спустя, я снова не смог найти всех видео и фотоматериалов))) Нет слов… Завтра переберу архив – надежда еще не умерла.

Восхождение на Эльбрус –  самое захватывающее путешествие совершенное мною. И хочется это путешествие выразить не двумя-тремя словами. Поэтому первая часть под названием «Кисловодск-Эльбрус» будет посвящена всему, что происходило до высоты 3800м, а вторая часть «Восхождение на Эльбрус» – всему тому, что уже было за пределами 3800 м.

Итак, высоко-высоко в горах…

Эльбрус  с Севера

Пожалуйста, верьте в себя, любите, ничего не бойтесь, будьте свободными, рискуйте. Понимаете, жизнь такая штука, что вроде бы ты вот молодой, молодой, молодой, а потом бац – и конец. Оглядываешься и думаешь о том, как много всего не сделал, потому что боялся, стеснялся, струсил. Не надо ничего бояться. Рискуйте. Пусть даже вы ошибётесь. Это жизнь. И главное, конечно, любите друг друга. Всегда, каждую минуту.

– Людмила Гурченко

Как я уже сказал, пять лет назад я решился на нечто мне новое. Совершенно новое. Велопоход в районе  Эльбруса с возможным восхождением.Тогда я не представлял себе, что такое велопоход и  что такое восхождение на пятитысячник.  Все это звучало как-то космически и недосягаемо. Мой опыт высоты тогда ограничивался 2300 м в Саянах и я испытывал определенные сомнения, ехать ли мне или все-таки нет. Еще, как назло, простудился и «сидел» на антибиотиках последние две недели… Подстегнул к поездке меня разговор с Сережей Бурцевым, который на мои сомнения (мне хотелось именно подняться на гору, а не просто покататься на велике)  ответил: «…я бы все равно поехал!».

И я поехал.

Дорога на Эльбрус

Группа у нас была разношерстная и нехоженая: я, заслуженный путешественник Мачнев Николай Михайлович, и еще двое парней с девушкой. О последних троих мне даже не хочется вспоминать – чуждые в туризме люди. Никогда за всю свою туристскую бытность таких людей не встречал и надеюсь больше не встречу.  У подножия Эльбруса мы с ними расстались,  и я с Михалычем ушли вверх. Просто «вверх». Никто ничего не говорил, не называл слов «вершина», «покорить», «подняться», «штурм»… мы просто пошли вверх, а там как Бог даст!

Вид на Эльбрус

А теперь сначала )))

Прибыв на поезде в Пятигорск, мы докатили на велах  в Кисловодск попутно посетив Ессентуки. Посмотрели много всего интересного и водицы целебной попили вволю.

Пятигорск

стелла Пятигорск

гора Машук

озеро Провал г. Пятигорск

Озеро Провал

Источники Пятигорска

улочки Пятигорска

Неторопливый ход жизни

Старики играющие в шахматы. г. Пятигорск

Ессентуки

Целебные источники Ессентуков

Кисловодск

г. Кисловодск

Центральная улица Кисловодска

Лестница ведущая в парк г. Кисловодск

"Красные камни" г. Кисловодск

Дорожки знаменитого  городского парка г. Кисловодск

"Долина роз" г. Кисловодск

Один из уголков парка г. Кисловодск

Кавказ 2008 216

Терренкур. Кисловодский парк

белка-попрошайка

Причудливые скалы в парке г. Кисловодска

"Храм воздуха"  с прекрасным видом на Эльбрус

Вид на "Долину роз"  из вагончика канатной дороги

В детстве я уже бывал в этих местах – интересно сравнить свои ощущения того мальчика Гриши  с сегодняшним 27-летним балбесом парнем . Мне показалось, что парк стал менее ухоженным. Олимпийский комплекс, стоящий  на горе, показался мне никому не нужным, – спортсменов я не видел, а   солдатик стоящий в дежурной будке и охраняющий  “Объект Министерства обороны” без проблем пустил меня прогуляться по территории. Все вокруг дышало мощным советским прошлым, все было построено в то время…

Кстати, в детстве на меня большое впечатление произвел великолепный бассейн на открытом воздухе с видом на Эльбрус, но сегодня, я так полагаю, и этот объект заброшен. Кто в курсе – отпишитесь пожалуйста в комментариях.

И еще один примечательный момент моей бродячей жизни: именно здесь, в конце 80-х-начале 90-х маленький мальчик сидя на краю скалы и смотря на горы в теплых красках заката, обдуманно  произнес:  ” Нет ничего красивее России…” Это было так давно!

После посещения Кисловодска,   еще в течение пяти дней  мы катили на велосипедах до  подножия самой высокой горы Европы – Эльбруса.  По пути к горе, особенно запомнился великолепный, но по какой-то мне неведомой причине,  заброшенный совсем недавно детский лагерь с целебными источниками, который усиленно разворовывался  прямо на глазах. Изюминкой лагеря была крепость с винтовой лестницей ведущей на  обзороную площадку. Внутренние помещения  крепости, использовались как детские комнаты.

Кавказ 2008 007

Кавказ 2008 016

Эльбрус

Базовый лагерь, с которого начинаются восхождения с Севера на гору Эльбрус, находится на высоте 2500 м. – на  поляне Эммануэля. Это живописное место названо так в честь русского генерала Г.А. Эммануэля, который, в 1829 г.  возглавлял экспедицию покорения вершины с Севера. Но перед этим мы переночевали в курортном местечке Джилы-су. Многие приезжают на Северный Кавказ только ради этой водолечебницы. Говорят, термальные воды этого места творят чудеса.

Джилы-Су

Я, честно сказать, не проверял. Все это было интересно, но как-то «попутно». Меня интересовало только одно – когда же тучи откроют Эльбрус?!!! Ведь у меня в запасе всего 2-3 резервных дня!

Парень в спортивном костюме, переписал наши паспортные данные, и мы заехали на территорию небольших домиков-вагончиков.

Вагончики в местечке Джилы-Су

Нас любезно поселили в один из них, не взяв за это ни копейки, а постояльцы курорта, узнав, что мы приехали на велосипедах, горячо приветствовали нас, расспрашивали, пожимали руки. Было приятно и неожиданно, хотя за последнюю неделю я уже привык гостеприимству этих мест. Не успели мы разложить вещи, как нам принесли казан с еще горячей бараниной – просто, «от души». Не успели доесть, как зашли две девушки и сказали, что они тоже с Оренбурга и приглашают нас в гости. Наши  “товарищи” как всегда скандалились между собой, Михалыч выглядел уставшим, поэтому я пошел в гости один.

И какой же теплый прием мне был оказан! Якутская семья находилась здесь уже около месяца и  назавтра собиралась трогаться в обратный путь. Их сопровождали рябята-кабардинцы из Нальчика на вездеходном Урале. Меня накормили,  расспросили о планах, рассказали о себе… В придачу, нагрузили мне полный ящик продуктов «с верхом»  без права отказа. Чувствовал я себя, откровенно неловко, но что поделать… Спасибо!

Джилы -Су

Говоря об интересных людях, стоит упомянуть еще об одном человеке – Александре Лайнере, немце, всю жизнь прожившем в Киргизии. Отличный дядька! В прошлом стоматолог, теперь он занимался «продажей  заводов»))), путешествовал вокруг Эльбруса и планировал отправиться в кругосветку на яхте.  Приятный для общения человек – внимательный,  воспитанный, спортивный.  Кавказ был щедр на интересных людей.

Ну и пару слов о директоре  по размещению лагеря Джилы-су. К сожалению, не запомнил его имени, но если он еще там работает, считайте, вам повезло. Он скромный и гостеприимный человек.

В  нашем распоряжении было полдня. Я любовался водопадами! Их здесь много, но самый мощный  – Султан. Когда я подошел  под вал ниспадающей  воды – я всем своим естеством осознал что такое стихия. Незабываемо!

р. Малка стекающая с гор

Водопады Джилы-Су

водопад Султан

водопады Джилы-Су

Кроме водопадов  осмотрели долину Замков – серию причудливых фигур очень напоминающих замки.

Ну и конечно лечебные источники – их здесь много.

Джилы-Су

источники Джилы-су

Засыпал  под моросящий дождик, небо было фиолетово-серым…

Зато утро выдалось ясным! Передо мной открылась гора!

ГОРА!

Теперь сомнений не было – я буду пробовать.

Взяв только самое необходимое (я специально купил треккинговые ботинки и кошки) мы двинулись в сторону поляны Эммануэля.

Долина реки Кызылсу

Пройдя через подвесной мост через р. Кызылсу  вместе с собакой сопровождавшей нас,

вскоре мы уже стояли в лагере МЧС. Я зашел уточнить, не идет ли кто наверх и парень по имени Аркадий ответил, что он как раз выходит с группой в сторону немецкого аэродрома.  Удачно!  Аркаша оказался классным парнем – простым и доступным в общении, много всего рассказал, и уже расставаясь у аэродрома, подробно  объяснил дорогу до приюта «Лакколит» расположенного на высоте 3800 м.

vdycavnlqomtuz lu oznaeskqtiqr - 11

Тепло, попрощавшись с ним и со всей группой, мы пересекли поле по диагонали, вышли к очередному подъему, набрали воды из ручья и потопали по крутому взлету. Погода была прохладной, поэтому шлось бодренько.

Немецкий аэродром. Эльбрус

Темп я выбрал умеренный и незаметно мы поднялись на ровную  площадку, покрытую темным песком –  следы былого вулканического прошлого.

Терраса при восхождении к приюту Лакколит

Чудное это было  место и какое-то инопланетное, марсианское.  Здесь, в  одно мгновение мы попали в густой туман, вернее нас  укутала налетевшая белая туча, и мы благополучно потеряли ориентиры (туры) тропы. Мультик «Ежик в тумане» помнят, наверное, все?))) Вот также и мы,  поискали-поискали путь-дорожку и решили остановиться.  Пока утеплялись и пили водичку, мимо проследовала  попутная группа, благодаря которой мы и  вышли к снежному гребню.

Подъем к северному приюту

Я в июле снега еще не видел раньше. Он был  мокрый и рыхлый, поэтому я пошел первым  и стал выбивать и утрамбовывать ступени – мне-то в новых треккингах «Lowe» без разницы, а вот у Михалыча обувь была совсем не горная.

Шли медленно,  пару раз провалился выше колена – под снегом была вода. Вскоре  забрались на морену: впереди стояли обшитые жестью маленькие домики, чуть дальше стояли вагончики МЧС. Парни, что шли сзади нас, ушли резко влево и там поставили лагерь для какого-то ВИП-гостя (так нам донесла разведка) – целый лагерь одинакового  цвета палаток.

Эльбрус 3800 м.

И вот тут произошло новое открытие со знаком минус (хотя это было скорее исключение). Так как за последнюю неделю я свыкся  с гостеприимством, что подозреваю, мое лицо в вечной улыбке стало смахивать на даунито. Мне все казалось розовым,  люди вокруг были братья и почему-то я был уверен, что тут, на высоте  3800 м.,  будут особенно рады нам и обязательно предложат чаю.

Но паренек в цветастой шапочке с косичками «а-ля мы с Тибета» вместо чая и шоколадок, после того. как я спросил, кто идет завтра на гору,  устроил нам настоящий  допрос. Когда он узнал что мы не коммерческая группа, а лишь «дикари» он  даже слегонца отчитал нас при платных туристах, как я понял за то, что «мол, шатаетесь, а мы потом вас ищем» и предложил идти ночевать в приют или разравнивать курумник под палатки – на ровной площадке рядом с вагончиком он ставить палатки запретил. Как я потом убедился, Андрюха очень любил командовать несуществующей армией – всем приходящим он что-то не разрешал, запрещал, не пущал, поучал  и т.п. короче нарабатывал дутый авторитет.  Лично у меня все его учение жизни вызвало больше недоумение и улыбку, чем неприязнь, а так как он любезно согласился, чтобы мы упали на хвост его группе стартующей послезавтра на вершину («но я за вас не отвечаю!») все неоднозначные эмоции вообще быстро схлынули. Да я и не злопамятный.  А Андрей, как выяснилось позже, парень нормальный,  но с хитрецой.

Никогда бы раньше  не подумал бы, что посреди курумника можно соорудить ровную площадку, причем сделать это довольно быстро, но Михалыч научил.

палатка под Эльбрусом

Он заправски шевелил огромные камни и делал это с какой-то особой радостью и восторженностью. За всю поездку его таким не видел, он словно «раскрылся» наконец. «Улыбка-счастье-улыбка-счастье» и так закольцовано было весь вечер. После того, как обложили палатку каменной, ветрозащитной «юбкой», Михалыч ушел прогуляться. Как я понял, он еще не решил, будет ли пытаться взойти или нет. Все-таки 70 лет! «Кошек» у него  не было (я надеялся, что  мы одолжим их на приюте, но не получилось), обуви нормальной нет, одет легко…

Ладно, пойду пока в приют «наводить мосты».

За приютом был закреплен комендант по имени Александр. В домике было, как и во всех приютах: немного темновато, немного тесновато, немного грязновато. Кроме нас двоих,  никого больше  не было.   Саша поставил передо мной полную тарелку сухофруктов с орехами и стал заниматься своими делами, при этом,  как бы невзначай  стал расспрашивать «кто мол, да откуда». У него вообще была своеобразная манера общения в стиле – «Хочешь делай – хочешь не делай. Твои проблемы». Поначалу это напрягало, но два дня общения показали –  нормальный мужик. По крайней мере, мы с ним контакт нашли. Я даже соскучился малец))).  Чуть позже в дом подтянулся еще и гид Андрей – тот самый парень в шапочке с веревочками)))  Ну тут уж они задушевно разболтались о разном.   Мне  было достаточно  послушать их часок-другой, и я владел, наконец, полной и свежей информацией о жизни эльбрусских горцев))).  Поржали от души.

Например, выяснилось, что в это время года действует примерно  следующий  режим восхождения: в полночь – выход, около 8-10 часов подъем ну и спуск 3-4 часа. После обеда погода становится неустойчивой. Как-то так.  Кстати. Слово Эльбрус переводится с тюркского как «гора, вокруг которой крутятся облака».

Про ступенчатую акклиматизацию тоже кое-что узнал, ну и так “по-мелочи”. Приятновсе-таки  иметь дело с практиками, которые на раз ступали на двуглавую вершину.

В хорошей компании время пролетело незаметно и мне пора было идти «домой» – в палатку.. . Как же не хотелось спать в палатке, но и Михалыча бросать было нельзя. Он упрямый.

А Михалыч, к слову,  исчез. Нету! Очевидцы сказали, что ушел в гору, якобы на вершину пошел…  Не зря я волновался по поводу его слишком уж веселого и бодрого настроения.)))

Ждал его целый час. Замерз, постоянно высматривая черные точки через оптический видоискатель камеры (у меня приближает в 48 раз), но ничего… Точнее – никого. И вроде понимаю, что человек он мудрый, опытный, но ведь на таких высотах он никогда не был. Опять же трещины, возраст…

Пришла группа под руководством Володи из Латвии. Он с девушкой Настей поставили палатку рядом с нами, а остальные парни пошли ночевать в приют. Пока поболтал, время немного «убил», а Михалыча все нет.

Андрюха стал банчить спутниковой связью 100 р. – минута. Нормальная цена за спокойствие родных, но связи не было – тучи. Обнаружил еще вот такой кадр-прикол:

Кто-то ведь занес сюда эти актуальные вещи!

Ну, наконец-то! Михалыч спускается!

Вернее, не спускается, а бодрой походкой летит вниз))) Лицо светится: «Гриша, я поднялся за тебя на Эльбрус». Это он,  конечно, пошутил, но судя по времени отсутствия, дойти до нижних скал Ленца  мог вполне, а это 4800 м. то есть за день он одолел 2300 по вертикали. Однако!

Странно, мы знакомы совсем недавно. Мне 27, ему 70. По сути, мы два разных человека-эпохи, но каждый из нас сегодня  открыл для себя новый мир и каждый из нас был счастлив в этом мире.

Поужинали кусочком сала и долькой шоколадки (классика «сало с шоколадом») – это все, что было в наших запасах. Запили водой.  Завтра, Саша готов сделать ради меня акклиматизационный выход к скалам Ленца, поэтому пора спать.

«Пора спать». От этой мысли мне становилось слегка тревожно. Я стоял в горнолыжном костюме, поднятом капюшоне, застегнул все вентиляционные продухи, подтянул все резиночки и липучки, но мне все равно было холодно. И хотя ветер был не сильный, температура ближе к вечеру явно упала. Я посмотрел на нашу, продуваемую всеми ветрами,  палаточку-платочек,  и мне стало почему-то весело. Нас ждала незабываемая ночь.)))

Сегодня, я едва успевал переваривать новый опыт.

«Сейчас я лягу в палатку,  перестану двигаться и когда на улице станет минус 15, возможно Михалыч тоже согласится пойти в приют» – ход моих мыслей был примерно такой. Залез в спальник и приготовился замерзать))). Михалыч достал кусок полипропиленой ткани от мешка сахара и накрыл нас поверх спальников, утверждая,  что так будет намного теплее.  Я готов был поверить во что угодно, все-таки он не зря заслуженного получил: сказал будет теплее – значит будет! Сахарный мешок это вам не мембраны да холофайберы всякие!  ))) Ирония над самим собой зашкаливала – вот бродячая душа! Самый настоящий авантюризм!

Засыпал с улыбкой на устах.

В голове проносились все дневные впечатления – какой-то бешеный калейдоскоп мыслей.

Послезавтра идти на вершину…

Поделиться в соц. сетях

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Нам интересно Ваше мнение!