Путь-дорога или как добраться до Киргизии. Актюбинск, Алма-Ата, Бишкек

Эта статья последняя в цикле, посвященному нашему отдыху в Киргизии и встрече Нового года на горных лыжах. Впечатления от Киргизии и достопримечательностей Каракола без описания дороги были бы неполными. Главное ведь не цель, а само путешествие. Как добраться до Киргизии Добираться решили с помощью железной дороги Казахстана – так проще и дешевле. Самолет стоил необоснованные 10000 тыс. руб. в один конец, и рейсов Оренбург-Бишкек просто не существовало в природе (лететь нужно было из Самары или Екатеринбурга). Поезд Москва-Бишкек являлся транзитным, т.е. билеты можно было приобрести только за 3 дня, а это рискованно. Да и вообще данный поезд славится своей «беспредельностью»…. Короче выбрали самый длинный и мучительный способ. :)

Дорога в Актюбинск

Выехали мы в обед 28 декабря из Орска. Автовокзал город Орск Выезд был исковеркан отношением администрации автовокзала г. Орска к своим клиентам. Вместо обещанного большого ПАЗа, приехала, с опозданием почти в час раздолбанная «Газель». Математика: нас 9 человек, у каждого по 1-2 вещи негабаритного багажа (лыжи и т.д.), и кроме нас, еще 7 человек, жаждущих уехать – тоже с багажом, конечно. Отказываться от «Газели» нелепо – билеты куплены заранее, и у нас поезд вечером в Актюбинске (Казахстан), который соответственно, ждать нас не будет. С другой стороны, ехать в позе березовых дров – просто не укладывалось в голове. Попытка подойти в кассу и разобраться не увенчалась успехом – единственная работающая (!) касса была просто заблокирована толпой человек 100 не меньше. Вариантов нет – едем. Дорога до Актюбинска была сложной – прохождение российской границы прошло быстро, а вот граница Казахстана не спешила открываться. Наши широкие улыбки, поздравления и бутылка шампанского процесс форсировали, но из-за нейтральной полосы пришлось выкладывать наш скарб дважды. Весь наш путь до Актюбинска это колдобистая дорога, неработающая печка(!), постоянно ломающаяся Газель и, конечно, скученность! Ну как можно было выпускать такую машину на международный рейс? А ведь это только начало большого пути… Сидя возле задней двери, я вместе с Аней полдороги ели лимоны и кислые конфетки – укачало нас в «ноль». Дорога в АктюбинскДорога в Актюбинск Дорога в Актюбинск Через 5 часов приехали в Актюбинск. Водитель  высадил нас за две остановки до вокзала, т.к. якобы до самого вокзала “Газели” не подъезжают. На наши просьбы подвезти до вокзала (за деньги, конечно) данный тип «вломил» нам сумму всей дороги до Актюбинска! Нет уж, как-нибудь сами (а что мы подумали, так никто и не узнал потому, что мы были очень воспитанными :)). Добрались мы до вокзала все-таки быстро – тенге, для расчета в маршрутном автобусе, нам разменял интеллигентный молодой казах (вернее, он хотел просто нам подарить 500 тенге – еле-еле вручили ему взамен 100 рублей). Придя на темный, неуютный вокзал, мы очень контрастировали в своих ярких костюмах на фоне серого люда в темной одежде. Вокзал мне показался очень темным и унылым. Именно тогда Аня произнесла свою незабываемую фразу: «Я только сейчас начала понимать масштаб происходящего». Благо нам разрешили сесть в поезд за час  до отправления, и мы смогли, наконец, расслабиться после напряженного переезда. Черная полоска сменилась белой.

Путь до станции Луговая (Казахстан)

Поезд был просто шикарный: новый, чистый и уютный. Это т.н. «китайские поезда», в которых есть биотуалет и много других приятных мелочей. Администрация «отеля на колесах» была ненавязчива, а пассажиры с уважением смотрели на наши лыжи и как-то сразу независимо от нашего мнения, в вагоне возникла легенда, что мы «русские спортсмены, едем на соревнования». Приятная ложь! «Красивый зеленый женщин» Ксюша произвела на проводников неописуемый эффект и теперь по всем вопросам обращалась только она – отказов, как вы понимаете, не было. Меня же видимо приняли за главного в группе и посчитали, что я очень хорошо разбираюсь в спортивной медицине, – позвали на помощь для одной пассажирки, подвернувшей ногу. Я постарался не ударить в грязь лицом, приложил сухой лед, перебинтовал ногу и дал «ценные» указания (при этом ирония к самому себе просто зашкаливала). Всегда приятно помочь людям. Поезд в Киргизию Поужинав и посмотрев фильм по взятому из дома DVD-проигрывателю, мы легли спать. Спалось как в сказке. Поезд в КиргизиюСмотрим кино Поезд в Киргизию Следующий день прошел под мягкий стук вагона. Поезд комфортно мчал нас через Казахстан и если бы была возможность, я бы отдал вдвое больше, чтобы только ехать и не делать пересадок. Как же хорошо. Целый день «тюленьего отдыха»! Утром нам принесли свежие казахские газеты (бесплатно) на русском языке. Интересно было почерпнуть информацию о внутренней жизни и взгляде местных журналистов на российскую политику. Кстати, не заметил особой «закабалённости» прессы – критичный и свежий взгляд на действительность (не без штампов, конечно). Проехали Кызыл-орду, – за окном верблюды на бескрайней снежной казахской пустыне Значит, мы уже проехали многострадальное Аральское море и красавицу Сырдарью. Как же мы далеко от дома! А роуминг! За звонок из России в Казахстан – 70 рублей/минута. Поезд в КиргизиюНаш вагон Снежная пустыня Казахстана Уже в поезде мы начали проникаться неповторимым духом народов Средней Азии, с которыми когда-то мы были едины… Наш путь пролегал через Аральское море, мимо пусковых установок космодрома Байконура, домов Кзыл-Орды, а впереди не было «ни конца, ни края». 20 лет назад это была единая, огромная, сильнейшая в мире страна! Если бы сейчас «нырнуть» в 80-е… Утро следующего дня прошло в сборах и хлопотах. Встали очень рано, быстро перекусили и на выход в морозную ночь. Жаль было расставаться с теплым и уютным вагоном, понимая, что впереди такого комфорта, скорее всего, не будет.

Дорога в Киргизию

В 6.00 на ж/д. станции Луговая (Казахстан) нас ждали только «бомбилы» – грязные и на обшарпанных машинах. Сразу стали хватать наши рюкзаки и грузить в авто, приговаривая, что «все нормально, недорого и вообще договоримся». На конкретно поставленные вопросы или не отвечали вовсе или старались увильнуть. Честно признаюсь, не хотелось ехать с подобными людьми (самый главный по имени Бек очень напоминал бомжа), поэтому мы прошли в здание вокзала и спросили у кассира по поводу рейсовых автобусов. Женщина-кассир, испуганно косясь в сторону «бомбил» (называть их таксистами язык не поворачивается), ответила, что автобус поедет не скоро и неизвестно вообще поедет ли, тронется он не от вокзала и неизвестно откуда он вообще тронется в путь. Чушь, конечно, но, посоветовавшись своим “кругом” (деньги пока в кармане еще есть – олигархи) решили не терять времени и ехать. Сошлись на 10000 (220 руб./чел за дорогу примерно в 50 км) тенге на всех, при первоначальных 16000 тенге. Грабеж! По пути мы заправлялись минут десятьказахстанским бензином (вот мол, посмотрите, сколько мы денег тратим на вас мил человек), который к слову дешевле, чем в России и ломались по пути раз пять – термостат отказал и вытек весь тосол (причем водитель сразу знал, что печка не работает, но скрыл это от нас). Ладно, не будем обращать внимания, ведь уже вдалеке замаячили потрясающие хребты величественных гор. Пока мы играли «в пятна» вокруг сломавшихся машин, нас постоянно обгоняли большие (видимо, рейсовые) автобусы… На улице -26. Романтика! У водителей нет даже отвертки. Супер!  

Приехали мы к казахско-киргизской границе очень замерзшие. Лично я испугался за свои ступни – последний час я их не чувствовал. Удручающее начало. Когда Бек завел разговор о расчете и стал настаивать на всей сумме, доказывал, что дорога прошла просто отлично, я не выдержал и высказал, все, что думаю. Как же хотелось “буцкнуть” по этой неумытой роже… Нет, нет! Мне совсем не стыдно за эти слова.:) Границу прошли очень быстро. Вместе с нами ее прошли и несколько ишаков с повозками :)  Территорию Казахстана мы покинули, а вот регистрацию ставить нам категорически отказались – сказали, чтобы мы не беспокоились, – потом сами где-нибудь поставите. Лукавство! Сказали бы сразу, что ее уже отменили. Ан нет!  А вообще отношение пограничников вежливое. Мир тебе, Киргизия! Пройдя границу Киргизии, решили не завтракать и сразу загрузились в один из многочисленных “бусиков” (чаще всего изношенные Мерседесы) и заказали тариф «экспресс» (т.е. никого по пути не брать). Двинулись в город Бишкек. Автобус был теплый (ноги отогрел прямо под панелью радиатора), мягкий и просторный. Это очень радовало. Да и солнце очень так гармонично светило в душу. Лично у меня создалось чувство, что самая тяжелая часть дороги позади.

По пути договорились с водителем по имени Мухтар, что он нас завезет на рынок «Дурдой», подождет нас там часика два, и отвезет на автовокзал.

Рынок «Дурдой» в Киргизии

Этот рынок является одним из крупнейших среднеазиатских базаров. Рынок славится своими невысокими ценами – отсюда закупаются многие челноки СНГ, т.к. товар в основе своей китайский. Здесь моментально переносишься, словно на «машине времени», в середину девяностых. Помните, какие рынки были в то время? На рынке товара много, схема рынка тоже вполне понятная. Я почти ничего не покупал, за исключением отличных джинсов за 300 р., ежедневника из натуральной кожи за 100 р. и киргизских тапочек из верблюжьей шерсти – они очень теплые и недорогие. Ребята накупили меховых шапок, а Игорян, наш зажигательный перец, просто дурачился, купив розовую майку для празднования Нового Года и музыкальный инструмент – домбру. Наша прогулка слегка затянулась. Я, накупив необходимое, просто гулял, вдыхая колорит Востока, а некоторые умудрились так опустошить карманы, что в дальнейшем приходилось экономить. Так или иначе, все остались довольны. Пообедали мы тоже на рынке в небольшой забегаловке – горячий чай и куурдук (мелко нарезанная жареная баранина с луком, одно из национальных блюд Киргизии ) были очень вкусны. Капающая вода с потолка торопила нас в путь. Зато недорого.:) Говоря о рынке, скажу пару слов по поводу безопасности. Будьте бдительны! Обязательно оставляйте человека с вещами и не расслабляйтесь, как мы. На рынке воруют, и воруют много. У нас порезали пакет и вытащили только что купленные сувениры, к одной нашей девушке пытались залезть прямо во внутренний карман куртки! Ну и, конечно, смотрите что покупаете – нам вот вместо трех упаковок Head&Shoulders продали три упаковки воды – самим смешно было. Поэтому лозунг местных «У нас не воруют» – не совсем правда :)  Рынок Дурдой в Киргизии

Путь в Бишкек

Далее наш путь проходил через Бишкек в Каракол. Решили ехать с Мухтаром и дальше. За все сошлись на 9000 сом (начиная от границы). В конце поездки мы поняли, что это был просто очередной грабёж, но сейчас нас интересовал комфорт и возможность без пересадок, побыстрее доехать до конечного пункта. Проехали центр Бишкека с целым рядом монументальных зданий советской эпохи. Мне понравилось. Улицы БишкекаУлицы Бишкека Улицы Бишкека Хотели выйти и сделать фотографии, но на площадях как раз проходили линейки милиционеров, и водитель настоятельно порекомендовал нам не вылазить почем зря. Так и сделали. Зато заехали в местный 4-х этажный ЦУМ. Купили там сим-карты (никаких документов вообще не надо!), сравнили цены с российскими и заглянули в сувенирные лавки. Сувениров море! Киргизские сувениры Очень пожалели, что не купили там побольше – в Караколе было на порядок дороже, да и как таковых лавок там не было вообще. Но у нас был жесткий лимит времени, ведь впереди 500 км пути, а солнце уже близилось к закату. Больше смотреть в этом городе было нечего. Так нам показалось, по крайней мере. А вообще я считаю любой город «надо ходить пешком» – иначе атмосферу города не почувствовать. Если в столице Киргизии вы будете не один день, то в пригороде, можно посетить ущелье Ала-Арча, которое знаменито арчовыми лесами (можжевельник). В Чуйской долине также можно посетить ущелье Чункурчак в верховьях реки Аламедин, близлежащее Аламединское месторождение термальных вод, Государственный ботанический заказник Чон-Арык в урочище Беш-Кюнгей, живописные природные ущелья Кара-Балта, Аспара, Джиламиш и Кегети с его знаменитым водопадом. Рядом с Бишкеком, кстати, большое разнообразие горнолыжных баз, особенно в ущелье Кашка-Суу, но до технических показателей базы Каракол им еще далеко. Небольшое отступление по поводу ПДД. Их в Киргизии нет. Поначалу страшно, потом привыкаешь. Мы неоднократно гоняли по встречным полосам, пересекали сплошные, проезжали на красный свет, десятки раз вылетали на лобовые удары… короче, Мухтар творил что хотел. На все наши замечания, он недоуменно пожимал плечами и говорил, что «здесь все так водят». Но вот парадокс – за все время пребывания в этой дивной стране ни одной аварии  не видели. Еще в Киргизии повальная коррупция на дорогах. У водителя под лобовым стеклом были вставлены денежные купюры, как у наших маршрутчиков-газелистов, и при остановке ТС инспектором, Мухтар просто отдавал купюру и ехал дальше. Одному инспектору он платить не стал – не останавливаясь, выкрикнул, что он уже оплатил ранее и добавил не литературное выражение! Все просто как дважды два! Забегая вперед, сделаю небольшое отступление – создалось впечатление, что Киргизия погрязла в коррупции и междоусобице. Сбежавшего Акаева все просто ненавидят. Страна фактически сама себе не принадлежит, мощные соседи не рассматривают ее как суверенное государство. Жители рассказывали нам, что на границе с Китаем чуть ли не ежемесячно «соседушки» не стесняясь, переносят пограничные столбики вглубь страны и участок высокогорья просто не контролируется властями. Разве такое было возможно при СССР? А теперь и у нас ситуация ничем не лучше. Но! Побывав в Киргизии, понимаешь, что нам в России еще есть куда “падать” – по крайней мере, бани мы еще топим дровами, а не автопокрышками и газ пока еще не отключен. Все уважают силу, а силы (армии) у «независимой» Киргизии просто нет.

Дорога в Каракол

На подступах к Иссык-Куль появились очертания величественных горных хребтов. Позже начались умопомрачительные и по-настоящему опасные перевалы. Само озеро-море проезжали уже ночью, и полюбоваться им не смогли. Зато ехали очень душевно. Горные хребты Киргизии Что еще было до Каракола? Запомнил только, сквозь огромное желание заснуть – множество поломанных рейсовых автобусов и автомобилей (в основном почему-то марки Ауди; хе-хе), колдобистую дорогу, полное отсутствие снега (ехали южной дорогой) и яркие звезды в черном небе. Какие были звезды! Еще вспоминается водитель, который прямо во время движения читал Намаз и его (вторая?) жена, которая пела нам национальные песни. Все. Если бы время позволяло, думаю, интересно было бы свернуть вправо в районе пос. Тамга. Там большое количество доступных горных озер и ледников. Суровая красота гор. Приехали в бывший Пржевальск и нынешний Каракол (теперь в Киргизии два Каракола) ровно в 12 часов ночи. Дорога c начальной точки заняла у нас 2.5 дня. Скажу коротко: дорога получилась долгой, суетливой, но интересной. Много пересадок и границ. Жаль, что авиасообщение Оренбург-Бишкек, Челябинск-Бишкек, а еще лучше Оренбург-Каракол не развито.

Обратный путь. Дорога домой

Теперь мы были умнее и беднее одновременно. Одно другому не мешает:) Путь домой пролегал через бывшую столицу Казахстана Алма-Ату. Это было спланировано еще дома ради разнообразия. В Алма-Ате нас должны были встретить ответственные лица, одного моего знакомого. На автовокзале Каракола купили билеты по 205 сом (с местных 200) погрузились в большой комфортабельный автобус (предварительно согнав с наших мест всех безбилетников), сложили вещи в багажном отсеке (чистом, в отличии от российских) и тепло попрощались с Николаем, который осуществлял наши перевозки все эти дни. Удачи тебе Николай и спасибо за все! Всю ночь мягко ехали по северной дороге в так называемой курортной зоне, где делали много остановок. Снова ехали ночью – если бы выехали днем, то торчали бы ночь в Бишкеке, а так не теряли время и экономили на ночлеге. Если, в отличии о нас, у вас будет возможность остановиться зимой в Чолпан-Ате, отведите время для наскальных изображений – петроглифов. Это рисунки, которые выбивались каменным или металлическим орудием на освещенной солнцем стороне камня или скалы. Саймалы-Таш (в переводе с киргизского – рисованный камень) – одна из самых крупных в мире галерей петроглифов. На северо-восточном склоне Ферганского хребта (недалеко от Казармана) найдено 91900 наскальных рисунков, относящихся к 3 – 2 тысячелетию до н.э. У перевала Кёгарт, на высоте более 3000 м найдено еще 15625 изображений. Мы же, вместо петроглифов, вынуждены были смотреть в автобусе дебильные американские фильмы, где было много рэпа и плоских шуток для дегенератов. Два фильма подряд. Местным кажется нравилось, по крайней мере носом не воротили. Других фильмов у водителя все равно не было. Потом включили индийско-американскую плаксивую мелодраму. Когда салон начинал все-таки засыпать – громкость делали выше.  Как это было тоскливо! Наконец на четвертом фильме я «слопатился» и глаза мои больше этого кошмара не видели. В Бишкек приехали в 5 утра. Около 8 утра сели в маршрутное такси до Алма-Аты и быстро доехали до южной столицы Казахстана. Таможенный пост «Кардай» прошли без проблем. На вопросы выиграли ли мы что-нибудь на соревнованиях, сказали, что выиграли. “Погранцы” одобряюще посмеялись и пожелали удачи.  Казахстан На автовокзале в Алма-Ате, пока ждали автомобили, долго наблюдали за транспортом этого зажатого в горах города, который, по словам моего знакомого Бабура, «спасет только землятресение». Автомобилей очень много с преобладанием дорогих авто черного цвета. Столица она и есть столица. Соответственно проблемы с парковками. А вот общественный транспорт своеобразен для нас северян. В каждом автобусе есть закрепленный мальчик-горлопай. В его задачи входит помощь людям при входе-выходе, но главная задача это зазывать и всячески рекламировать свой маршрут! Если останавливалось несколько автобусов – начиналась рекламная дуэль.:) Полдня нас катали по городу, мы прикупили сувениров, заехали в крытый продуктовый рынок, посмотрели высокогорный каток Медео (не произвело сильного впечатления т.к. ждали чего-то необыкновенного), чуток поглядели на местную «Рублёвку», а на горнолыжный курорт Чимбулак времени не осталось. Высокогорный каток Медео в Алма-АтеАлма-Ата, КазахстанВысокогорный каток Медео в Алма-Ате   Хотел бы еще отметить большое количество красивых, дорого и стильно одетых алма-атинок. Я у наших девчонок тоже спрашивал – они мое убеждение подтвердили :). Из г. Алма-Аты в Актюбинск мы возвращались в грязнущем и раздолбанном поезде. Весь проход и тамбур (мы ехали в купе) был забит людьми, которые там и спали. Некоторые мужчины спали на полу в белых рубашках и галстуках, а часть женщин стоящих в проходе были одеты в норковые шубы. Все это вызывало недоумение. Один из 2-х туалетов не работал (видимо использовался под склад) и сходить за кипятком для чая превращалось в «полосу препятствий». Как хорошо, что мы могли закрыть дверь от всего этого! Спасибо тебе Сережа Бурцев за совет купить купе и не экономить. Поезд Алма-Ата - Актюбинск Утром приехали в Актюбинск. Так хотелось побыстрее сесть в автобус до Орска и все! Мы уже подустали от среднеазиатских приключений. Но нет. Расписание автовокзала дико отличалось от того, что было в действительности. Теоретически мы могли уехать и утром и в обед, но автобуса никто не подавал. Водитель то ли заболел, то ли уехал, и нам сказали, что рейс сегодня будет только вечером, и билетов на него уже нет! Но это еще ладно – прорвемся. А вот если самого автобуса не будет? Ведь спросить в этой удивительной стране будет не с кого, просто упрешься в непонимающие глаза… Оставалось ждать и настраиваться на штурм казахстанского автобуса (попуток и остального транспорта мы с самого утра не нашли). Договорившись заранее с водителем и контролером за цену билетов, зашли после всех обилеченных пассажиров, и часть дороги ехали стоя, потом потихоньку утрамбовались-потеснились и благополучно (но медленно), пересекая две границы, мы оказались дома. Прошло четыре года, и мы все чаще вспоминаем эту поездку за ее новизну, насыщенность и в какой-то степени авантюрность. Иногда надо выходить из «зоны комфорта», расширять знания и кругозор. Желаю удачи!

Даты поездки: 28 декабря 2007 – 07 января 2008 г.

Поделиться в соц. сетях

0
Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий
Нам интересно Ваше мнение!

*