Инзерские Зубчатки

Итак,  как и планировалось, 19-21 сентября был проведен отличный маршрут по Республике Башкортостан с посещением многих природных достопримечательностей, главная из которых  –  хребет Инзерские Зубчатки. В поездке приняли участие три человека, хотя планировалась целая дюжина, но, как это часто бывает, в последний момент возникли: “Срочные дела”, “Вызвали на работу” и прочие банальности. Банальности! – друзья мои. А зря! Погода была чудесная.

Инзерские Зубчатки

Дорога на Белорецк

Когда человек улыбается, значит ему хорошо. Я улыбаюсь все утро. Солнечная погода, вещи укомплектованы, машина заправлена, навигатор настроен, все батареи заряжены – в кои-то веки я готов заранее и без спешки)

Освобождаюсь с работы в 16.15 и …я еду! Какое же удовольствие  иногда испытываешь от поездок! Ребятам хуже – они выйдут на трассу сквозь  пятничные оренбургские пробки, где-то в районе 21.00 и будут “пилить” по темноте. Мне же повезло ехать днем. Красота!

Кстати о красоте. Краса начинается где-то в 170 км от Орска. Поначалу дорога было  просто отвратительная (кошмарная, страшная, убийственная, лихая, последнего разбора, ниже всякой критики, хуже не придумаешь, безнадежная)  – синоним на ваше усмотрение.  Ямы, “волны”, куски грейдеров и полевых дорог, объезды, снова ямы… Направление от Орска до Сибая – это заброшенная дорожниками территория. Теперь я понимаю, почему наш губернатор предпочитает передвигаться на вертолете.

А вот начиная со 170 км (примерно) начинается уже горная Башкирия.

инзерские зубчатки маршрут

 

инзерские зубчатки +как добраться

Дорожная одежда здесь отличного пошива. А виды из окна! Может быть, я, потом привыкну к этому, но сейчас у меня нет желания спешить Больше 100 км/ч не мчусь – любуюсь. Красивы горы Башкирии,  особенно на закате. После оренбургских степей попадаешь, словно в другую страну.

На улице холодно и ветрено. Наспех перекусив около памятника неизвестным солдатам (таблички нет), пытаюсь нагнать время – очень хочется приехать засветло (да-да…).  Мозг отключен и едет на автопилоте по воле навигатора Navitel, а он, в свою очередь, решил показать мне село Серменево. Спасибо “Навителю” – село поразило своими пестрыми красками. Башкирская земля славится деревенскими фасадами, но чаще всего присутствуют цвета республиканского флага – синий, зеленый и белый. А тут –  абсолютно все цвета. Приятно все-таки смотреть на деревни и села, в которых есть жизнь, красота и достаток. Конечно, если специально цепляться взглядом за окраины деревни – там все проще. Ну, на то они и задворки. Но, если говорить о главных  улицах  населенных пунктов Башкирии – это всегда красота и порядок. Узнаваемая черта Республики.

А сейчас я еду… даже не знаю где я еду), но чем-то эта дорога  напоминает трассу М5 “Уфа-Челябинск”, только челябинская трасса, хотя и обрамлена красивыми лесами, но цвет этих лесов какой-то холодноватый, много спешки, много фур и летящей грязи из-под колес, а здешняя дорога залита теплыми красками и чувствуешь себя по-домашнему. Возможно, сказывается географическая поясность. Но факт: мне по дорогам Башкирии ехать приятней.

К Белорецку подъезжаю уже в темноте. Белорецк, как и всегда плохо освещен. Включаю местное радио и ныряю в аутентичную среду города, в его ритм. Нахожу волну с башкирской фольклорной музыкой и еду под жизнерадостные напевы.

Остаются последние 30 км до пос. Тирлянский (обычно называют проще – Тирлян) по асфальтированной дороге. От Белорецка до Тирлянского мобильная связь не ловит. Имейте это в виду. И еще учитывайте роуминг – он жестокий).

Въезжая в Тирлян  я заехал на хорошо освещенную главную улицу с асфальтовым покрытием (название этой главной улицы, конечно же  – Советская), чем был приятно удивлен, но…

Ой уж это “но”! Дальше события развивались сложнее. Остальные улицы, кроме главной грунтовые. Грязь, ямы, наваленные доски, коровы и лошади отдыхающие, где попало… Улочки изогнутые, беспорядочные, освещения нет, многие дома без табличек. Людей на улице почти нет, а те, кто встретился ничего не знают : “Сами мы не местные. Дачники”.

Приятный голос “Оксаны” из “Яндекс навигатора” (“Навитель” вообще такой улицы не знал) скрашивал мое одиночество. Во-первых, он приятен, в нем нет роботизированных звуков и возникает ощущение, что ты не один, а во-вторых, “Оксана” действительно нашла домик и не ее вина, что к нему было сложно проехать. Домик я искал около часа….

Что за домик? Домик отличный.

Вот прихожая и лестница на второй этаж (я не поднимался):тирлян жилье

 

Кухня-гостиная: тирлян приют

 

и две спальни: дом +в тирляне

 

пос тирлян

 

Первая спаленка: недвижимость +в тирляне

 

И вторая: башкирия поселок тирлян

Я, заранее списался с хозяином жилья Леонидом Петровым по этому ресурсу: http://tirlyan.magnitogorsk.org.  Это сайт с подробной информацией о достопримечательностях Затирлянья. Надо отдать должное Леониду, сайт сделан “с душой” и все маршруты указаны  с привязкой к GPS-координатам, что очень удобно. Было решено переночевать в его приюте, а утром, вместе в ребятами из Оренбурга выехать на полноприводном автомобиле в сторону Зубцов.

Первое впечатление от дома – это запах дерева. Второе – тепло) Не оставляло впечатление, что я приехал катать на горных лыжах в Мраткино, за окном сугробы и скоро Саня будет варить глинтвейн)

Фотографирую дом, пью чай, скидываю GPS-координаты дома на телефон Лены  и жду. В доме много интересных книг о самоцветах Урала. Листаю страницы, пью чай, изредка выглядываю в окно…

«Скоро» ребята не появились, не приехали они и «попозже» и после «потерпи, Гриш, еще  немного». В 02.00 ложусь спать и просыпаюсь в половине пятого утра от недовольных возгласов, что я мол “засоня”, что мол “заморозил” и “мы этот дом целую вечность искали”.  Все это доносится из улыбчивых уст Лены и Юры, которые, априори, не умеют злиться). Сердиться могут, злиться – нет. Они ложатся спать, но через 2 часа ответственный Леонид будит нас, уточняя, поедем ли мы на автомобиле или передумали. Конечно, поедем! А так как Леонид  в этот день был занят с другой группой, нас, в качестве гида, любезно согласилась проводить его супруга  – Татьяна.

Вот такое доброе, солнечное утро. Слава Богу, хмурый прогноз погоды не состоялся.

тирлян фото

Огород. Старательно ухоженный. Совсем рядом горы, покрытые сосновым лесом и  Тирлянское водохранилище. А выглядит , как море.

тирлян белорецкий район

Деревенское утро.

поселок тирлян

Башкирский газ)

дрова колотые фото

“Русский Хаммер” и водитель Василий

полноприводный грузовик газ

Вот что получается, если скрестить “Газель”  с тяжелым полноприводником.

полноприводник

Забираем по-пути Марата и Айсылу с детьми (они приехали из Уфы) и начинаем весело играть в детскую игру “По кочкам, по-кочкам…”. За что люблю путешествия, так это за встречи с новыми, интересными людьми. Знакомимся, общаемся, а тем временем наши рюкзаки бегают от нас по салону, мы ловим их, пытаемся усадить на место, но они снова убегают… Русская дорога)

Дорожка сразу началась “не очень”. Обычная грязь сменилась…

дорога до Инзерских зубчаток…глиной. В некоторых местах колея была такой глубины, что казалось автомобиль должен цепляться мостами.  То, что творил наш “правильный” автомобиль было для меня открытием. Настоящий джиппинг-тур. Обычному УАЗику здесь было бы нелегко.  Справедливости ради надо сказать, что дороги были сухие и по местным меркам “легкие”.

заброска туристов

русская дорога фотография

Любители off-road эту дорогу любят.

оффроад фото

  Небольшой фрагмент из жизни “Кемел-трофи”):

Вскоре, перед нами открылся кордон Миселя. Именно здесь  нещадно вырубается богатство страны и республики.

кордон Миселя

Проезжаем кордон, желаем удачи уфимцам и неспешно движемся к нашей цели.

Инзерские Зубчатки

РП Справка: Инзерские зубчатки — горный хребет на Южном Урале. Находится на территории Белорецкого района Башкортостана. Назван по реке Инзер и резко выделяющимся скалистым вершинам («зубцам») в северной части хребта. Длина хребта — 10 км, ширина около 3 км, абс. высота — 1161 м.

Рядом с Инзерскими Зубчатками с давних пор селились отшельники  в т.ч. и  в 30-е годы ХХ века.

леса южного урала

Встречаются родники.

родники Башкирии

пень фотография

поваленное дерево фото

красивый осенний лес фото

Взбираемся на высокий уступ и Татьяна просит нас потупить взгляд на землю, не смотреть вперед и по сторонам. “Еще немного…еще немного… Все! Можно смотреть!” – разрешает она. Дружный “Вау!” и перед нами открывается башкирская тайга:

башкирская тайга

 

 

хребет инзерские зубчатки

Северный цирк Инзерских Зубчаток

инзерские зубчатки фото

Музыкальный инструмент варган зачислен в мое походное снаряжение. Благо, что он весит сущие граммы.

игра +на хомусе

 

инзерские зубчатки маршрут

Скала Заратустры.

хрупкое равновесие

 

инзерские зубчатки 2014

 

Окно.

леса россии фотография

 

Стена. Лиственница и осина показывают чудеса жизни: “Вся жизнь на краю – устою, упаду?”

отвесные скалы фото

 

Обедаем (сало всех сортов!), делимся эмоциями и устраиваем фотопленер.

фотопленер

 

фотосет осенью +в лесу

 Башни-близнецы.

лесной трон

Прогулки под Зубчатками. Кстати, в этом частоколе есть узкий проход. Как вам нравится  повисший “камушек”?

скальник фото

Хрупкий мост.

природный мост

“Целующиеся скалы”.

целующиеся скалы

Колея и дорога назад:

колея фото

 

Заброска туда и обратно,   обошлась нам троим  в 3000 р.  Не жалею. Идти около 30 км по сухой дороге не сложно, но это полдня ходьбы. С учетом нашего лимита времени – это много.

Одинокая сосна.

одинокая сосна фото

 

Поселок Тирлянский на берегу изрядно высохшего водохранилища (слева)

тирлянское водохранилище

Тирлян.

поселок тирлянский

Тирлянское водохранилище.

Под закат дня, Татьяна показала нам Тирлянское водохранилище. Поселок Тирлян знаменит не только окружающей природой, но  и историей демидовских заводов, уникальной узкоколейной железной дорогой (теперь уже бывшей), а также  трагичной историей  Тирлянской плотины. Все эти события разрозненны друг от друга – с одной стороны, и составляют одно целое – с другой. Что их объединяет? Объединяют их слова: “бывший”, “когда-то” и пр.

Если уж мы заговорили о водохранилище, то, первое, что приходит на ум, это “наводнение 1994 года”.  Тогда, из-за двухмесячной нормы осадков, произошел прорыв. Гибли люди, сносились волной целые улицы, заводы… Жаль, что у данного водохранилища такая судьба, потому, что оно, в обрамлении вечнозеленых лесов, выглядит шикарно.

Привожу вашему вниманию небольшой сюжет о той трагедии:

тирлянское водохранилище фото

 

Памятная стелла:

наводнение тирлян

Сегодня, водохранилище имеет довольно большой дефицит воды – лето было жарким.

А вот еще одно экстремальное “чудо” Тирляна – мостик с отрезанными левым ограждением. Ну что тут сказать… Вы тоже подумали о скупках?

 

тирлянское водохранилище фото

Белорецкая узкоколейная железная дорога

Чтобы было понятно, что такое белорецкая узкоколейка, была понятна ее роль и уникальность, я предлагаю вам посмотреть короткий фильм. Спасибо тем людям, которые создают подобные документальные работы.

БУЖД

Еще 10 лет назад вдоль водохранилища и сквозь башкирскую тайгу походил железный путь. Руководство МЕЧЕЛа и республиканская власть не стали сохранять Белорецкую узкоколейку, ни как исторический музей под открытым небом, ни как туристический  объект. Сослаться на нехватку финансирования и сдать рельсы в утиль – вот наш вариант…

…Первый раз прокатиться на поезде узкоколейки мне удалось в 1982 году. Мы были ещё совсем юными, начавшими только открывать для себя этот мир. И эта поездка и последующий поход были для меня настоящим эмоциональным шоком. Из “цивилизованного” мира с его трамваями, “Икарусами”, центральным отоплением, и прочими прелестями урбанизации, мы словно попали в параллельный мир. Мир кондовой горнозаводской таёжной Рассеи. Словно вернулись лет так на сорок назад (только вместо миниатюрных паровозов составы двигали уже тепловозы). Десятилетиями практически не меняющийся уклад жизни, запах берёзового дыма из печных труб, утренний туман, стога на покосах, “ходють кони над рекою”, тайга, курумы, горы… и “кукушка” – этот “паровозик из Ромашково” – неотъемлемая, казалось бы, часть картины этого удивительного мира…

Борис Прохоров

map

белорецкая узкоколейная железная дорога

БУЖД была нашим маленьким БАМом.

фотографии водохранилища

красоты башкирии

 

Одно из двух сохранившихся заводских колес превратилось в неофициальный символ Тирляна.

символ поселка

 

Фото с пригорка иллюстрирует размеры данного агрегата.

заводское колесо фото

Демидовские заводы на Урале

Это все что осталось от завода. Таких разрушенных строений я насчитал два, но посмотреть успели лишь одно.

демидовские заводы +на урале фото

Исход дня

Тепло попрощавшись с Леонидом и Татьяной, мы поехали в сторону села Кага, в приют “Тенгри”. Обсуждая наше пребывание в Тирляне, не раз подмечали, что будто бы приезжали в гости к родственникам, настолько гостеприимно и уютно было в доме Леонида и Татьяны Петровых. Эти люди оставили самое приятное впечатление.

По пути решили еще заехать на Матинское месторождение горного хрусталя, но GPS-точка, поставленная кем-то в Викимапии оказалась ложной. Уже не в первый раз… Обратите на это внимание.   В плотных сумерках решили, что сегодняшних впечатлений нам и так достаточно, а предстоящие 100 км в ночи требовали концентрации внимания и сил.

P.S. Прошу принять мои благодарности за хорошие и добрые слова сказанные о моем скромном повествовании. Очень, знаете ли,  вдохновляют на дальнейшее написание.)))

Продолжение следует…

Поделиться в соц. сетях

0
Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

1 комментарий “Инзерские Зубчатки”

  1. Алена пишет:

    Гришка молодец!

Написать комментарий
Нам интересно Ваше мнение!

*